Общество

  • 736
  •  / 

О расстреле кобзарей вспомнили через 85 лет

О расстреле кобзарей вспомнили через 85 лет
Почти месяц украинский блогер Иван Оберемко проводит необычную акцию.
Он решил не бриться, чтобы привлечь внимание к истории о массовом расстреле НКВД кобзарей и их поводырей 85 лет назад, который якобы произошел под Харьковом.

«Кобзарей уничтожили целенаправленно»


– Было бы неплохо вспомнить о тех событиях. Буду с друзьями отращивать бороду, а на вопрос, зачем я это делаю, буду проводить ликбез по истории, о том, как в 1930 году на пути из Харькова в Казачью Лопань было расстреляно 337 кобзарей и их поводырей. Разумеется, не настраиваю всех растить бороды и усы, но приглашаю к участию. Я в курсе, что история о харьковском съезде и расстреле может быть мифом. Но есть факт: кобзари были, а потом в момент пропали. Умерли от голода? Возможно. Но почему-то практически все. Для меня очевидно, что их целенаправленно уничтожили как цех, как социальную группу, как хранителей украинской культуры, как украинцев, и способ не имеет значения, – пояснил идею акции Иван Оберемко.

Краевед Михаил Красиков говорит, что Харьков действительно был негласной столицей кобзарства, которое появилось на Слобожанщине в конце ХVII века. Но в 1930-х годах народные певцы стали неугодны правительству.

– Они были абсолютно не подконтрольны государству – перемещались по всей стране и исполняли то, что хотели, – считает он. – В эпоху сталинизма нужно было воспевать политику страны, ее лидеров, и часть народных исполнителей вынуждены были сменить репертуар. Но подавляющее большинство кобзарей продолжали петь украинские народные думы о свободолюбивых казаках. Есть данные, что после 1933 года слепые певцы сложили и пели «Думу о голоде».

Михаил Красиков уверен, что легенда о расстреле кобзарей и лирников, собранных на так называемый съезд кобзарей, – на самом деле правда.

– Документальные свидетельства о том, когда именно состоялся съезд, еще не  обнаружены, поэтому точная дата расправы не установлена, – признает краевед. – Разброс дат – от 1928 до 1935 года. Единственное, в чем сходятся все версии, – место проведения: старый оперный театр в Харькове. Константин Черемский, автор книги «Повернення традиції. З нищення кобзарства», приводит  ряд воспоминаний о том, что милиция насильно собирала кобзарей на съезд, некоторых забирали с семьями. Есть, например, рассказ о том, что из дома забрали всю семью кобзаря Маловичко – супругов и троих детей. Есть рассказ одного из выживших кобзарей о том, что перед съездом эшелон со слепыми певцами шел в Харьков, и на станциях милиция подвозила новые группы. О том, что это был псевдосъезд, свидетельствуют воспоминания харьковчанки, которая очень любила кобзарей и не пропускала ни одного их концерта. Она утверждает, что в 1930-х годах в Харькове не было афиш о кобзарском съезде. Неизвестно  и точное количество певцов, которых тогда собрали. По одной версии – их было 225, по другой – 337.

По словам краеведа, на съезде кобзарей, если он все-таки состоялся, не было привычной публики – зрителями были лишь сотрудники НКВД. О том, что произошло потом, также существует несколько версий.

–  Предполагают, что сначала народных певцов определили в тюрьму на Холодной Горе, ночью вывезли в неизвестном направлении, – говорит Михаил Красиков. – В другом случае кобзарей вывезли за Харьков и расстреляли. Есть и такие свидетельства – кобзарей сначала повезли в Подмосковье, потом отправили в Сибирь, где их выгрузили возле железной дороги и оставили замерзать. Еще одна версия: кобзарей вывезли на барже и утопили в Волге. По рассказам харьковского кобзаря Анатолия Парфиненко, Мотря Маловичко и ее младший сын чудом выжили – добрались до ближайшего селения, потом вернулись в Украину. Наш земляк академик Дмитрий Яворницкий заметил, что в начале 1930-х исчезли кобзари. Он начал писать запросы, и его в 1932 году мгновенно уволили с должности директора Днепропетровского исторического музея. Расстрелять или посадить известного ученого власти не решились, но лишили пенсии, оставив без средств к существованию.

Кобзарство реконструируют современные братчики


Как ни парадоксально, возрождение традиции кобзарства пришло к нам отчасти из-за границы, куда удалось выехать некоторым кобзарям.

Несмотря на полное уничтожение, спустя десятилетия эта интересная субкультура не забыта. Традиции и мировоззрение кобзарства реконструируют Константин Черемский, который возглавляет в Харькове кобзарский цех, и братчики этого цеха, особенно Александр Савчук. Кобзарей часто приглашают в школы, вузы, музеи, они выступают в день рождения главного украинского Кобзаря – Тараса Шевченко, участвуют в этнических и кобзарских фестивалях.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей4 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.037 грн
100 USD 2589.87 грн
100 EUR 2756.14 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи