Гость редакции ВХ – директор, главный режиссер Харьковского академического театра музыкальной комедии Игорь Коваль.

На постановку спектакля для взрослых может уйти полгода


– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут Виктор. Скажите, не стало ли в театре меньше зрителей из-за кризисной ситуации в стране?

– Наоборот. После просмотра новостей всем хочется отвлечься, а у нас такой позитивный жанр, что практически на всех спектаклях аншлаги. Театр у нас репертуарный, билеты недорогие.

– Добрый день. Меня зовут Елена. Интересно, как часто вы обновляете репертуар?

– Мы выпускаем две – максимум три премьеры в сезон, потому что это очень дорого. Для наших спектаклей очень важно отразить эпоху, в которую происходит действие. В отличие от драматических театров, где на сцене немного актеров, а костюмы и декорации могут быть современными, постановка в театре музыкальной комедии подразумевает участие множества артистов: солистов-вокалистов, хора, балета. Следовательно, идет долгая работа над сложными костюмами. Так, например, в оперетте «Цыганский барон» одновременно принимает участие более 100 артистов. Спектакль для детей можем поставить за 1,5-2 месяца, хотя иногда бьем рекорды: «Вождя краснокожих» поставили меньше чем за месяц. Спектакль для взрослых можем «собрать» за 3-3,5 месяца, но на постановку большого спектакля может уйти до полугода.

– А есть ли в репертуаре музкомедии спектакли, на которых всегда аншлаг?

– У нас все спектакли проходят с аншлагом, но больше всего зрителей приходят на «Юнону и Авось», «Цыганского барона» и концерты, а особенно популярны премьеры. Всегда пользуются спросом классические оперетты – «Летучая мышь», которую еще ставил замечательный режиссер Владимир Канделаки, «Баядера», которая уже более 35 лет идет на нашей сцене. Люди любят оперетту. Стараемся брать новый материал: недавно состоялась премьера музыкальной комедии «Авантюристы». Но в основе репертуара классика, которая и определяет наш жанр.

– А какой спектакль дольше остальных живет на вашей сцене?

– Оперетта «Сильва», которая уже более 50 лет идет на нашей сцене. Я считаю, что это результат хорошей работы режиссера, который правильно расставил акценты, придумал интересные мизансцены. Спектакль – как дом: если он надежно и прочно построен, в нем нужно только что-то время от времени обновлять — вводить новых исполнителей, шить новые костюмы, ремонтировать жесткие и мягкие декорации. Слабый спектакль может прожить лишь один-два сезона, потом он становится неинтересен зрителям.

– Добрый день. Меня зовут Оксана Владимировна. Интересно, а нет ли у вас спектаклей на злобу дня?

– Проблема в том, что очень мало современных украинских авторов, которые пишут для театра музыкальной комедии. А права на постановку известных мюзиклов стоят огромных денег. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству украинских композиторов и либреттистов, чтобы они писали специально для нашего театра. Так, в прошлом году состоялась премьера оперетты «Прекрасная Галатея» с великолепной музыкой Франца фон Зуппе. Либретто в свое время было переведено с учетом советской идеологии, не актуальной на сегодняшний день, поэтому решили его переписать. Пригласили харьковского поэта и драматурга Игоря Факторовского и вместе с ним придумали свой вариант в стихах, который можно увидеть только на нашей сцене.

В музкомедии даже уборщицы метут творчески


– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут Евгений Алексеевич Степаненко. Хочу сказать, что я был против перевода вашего театра в здание ХНАТОБа. А что вы об этом думаете? Кроме того, мне кажется, что театру пора менять концертный репертуар. Не надоело вашему Анатолию Буднию петь одну и ту же песню «Скажите, девушки»?

– Спасибо, Евгений Алексеевич. Приятно, что вы в курсе жизни нашего театра. На самом деле песня «Скажите, девушки» всегда хорошо воспринимается публикой. А кроме того, в концертном репертуаре Анатолия Будния много других произведений. Что касается малого зала ХНАТОБа – планировалось, что наш театр мог бы прокатывать спектакли там. Но театр музкомедии и так работает в арендованном помещении на Карла Маркса, 32, а нам предлагали такую же аренду на Сумской, 25. Я не вижу смысла в переезде. Если бы нам отдали малый зал на баланс театра, мы приводили бы его в порядок, вкладывали в него средства, совершенствовали. Мы более-менее навели порядок в здании, где сейчас работаем, – зачем же нам делать то же самое, только в другом здании? Мы отказались от этого варианта, потому что у нас другие планы – нам нужно свое здание. Харьковский театр музкомедии был создан первым из трех существующих в Украине, при этом он единственный не имеет собственного здания.

Сейчас мы находимся в бывшем ДК «Пищевик». Это театральное помещение, но оно слишком маленькое. Хотим построить новое здание, в проекте которого нашли бы свое применение самые современные решения в области сценической механизации, светового и звукового оборудования, а также акустики, чтобы оно стало украшением Харькова. Возможно, кто-то скажет, что сейчас для этого не время, в Украине идет антитеррористическая операция. Но, я считаю, что проблемы Луганска и Донецка в том, что там мало внимания уделялось украинскому репертуару, поэтому слабо формировалось патриотическое сознание. Думать о культуре и искусстве нужно ежедневно: это то, что определяет нацию. К счастью, сейчас выделили деньги и достраивают филармонию, и я считаю, что следующим на очереди должен быть театр музыкальной комедии. Думаю, финансирование должно быть совместным – и государственным, и  за счет частных пожертвований.

– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут Игорь Иванович. У вас постоянные аншлаги. Ваш театр стал одним из самых популярных у харьковчан. Поделитесь, пожалуйста, секретами второй молодости театра.

– Спасибо, Игорь Иванович. Особых секретов нет. Просто мы все любим свой театр. У нас нет не творческих профессий: бутафоры, столяры, электрики, костюмеры, швеи – все работают с душой. Даже уборщицы у нас метут по-особому – творчески. Когда люди приходят к нам на работу, они влюбляются в театр. После работы многие сотрудники не идут домой – смотрят вечером спектакли. Ведь в каждом спектакле есть частичка их труда.

Артисты театра оперетты должны быть универсалами


– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут  Светлана. Скажите, пожалуйста, легко ли найти артистов для вашего театра?

– Очень сложно. Это со стороны кажется, что в оперетте работать легко. Даже самый искушенный зритель считает, что он тоже сможет с такой же легкостью петь, танцевать и создавать образ героя на сцене. Но за этой легкостью стоит огромная работа не только в балетном и вокальном классах, но и в репетиционном зале. Уникальность артиста театра оперетты состоит в том, что он должен одновременно уметь петь, как в оперном театре; танцевать на уровне балета; а также обладать актерским мастерством, чтобы зритель ему верил.

– А должен ли быть у артиста оперетты особый темперамент?

– Темперамент должен быть у всех, кто выходит на сцену любого театра, иначе зрителю будет неинтересно. Я хожу на спектакли в разные театры. Но если во время действия смотрю на часы и планирую, что буду делать после спектакля, значит, меня не увлекли события, которые происходят на сцене. История должна быть интересной, а событийный ряд насыщенным. Я должен забыть о времени и жить вместе с персонажами. И тогда по окончании спектакля выходишь под впечатлением от увиденного.

– Игорь Николаевич, здравствуйте. Вам звонит Татьяна. А в каком учебном заведении готовят артистов для оперетты?

– Артистов оперетты не выпускает ни один вуз, и нам приходится их доучивать в театре. У нас в театре служат выпускники всех творческих вузов города. Но в основном выпускники Харьковского национального университета искусств имени Ивана Котляревского – вокального и театрального отделений.

Героям-любовникам приходится повзрослеть


– Игорь Николаевич, здравствуйте. Вам звонит Андрей. Артист оперетты должен быть легким, искрометным, с красивым голосом. Существует ли возраст, когда артист должен уйти со сцены?

– Оперетта – единственный театральный жанр, где полностью осталось понятие «амплуа»: герой, героиня, простак, субретка, характерная пара, комик. Так, если артист имеет высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, его берут на героя. Но годы идут, и артист из амплуа героя-любовника переходит на характерные роли старшего поколения. Ограничений в возрасте нет: если артист помнит текст, танцует, выполняет задачи режиссера, он может играть, пока хватит сил.

– А есть ли в театре уникальные артисты, для которых возраст – не помеха?

– Возраст – помеха всем. Если по либретто героине 17 лет, артистке, которая ее играет, однажды придется признать свое несоответствие.

– Артистки легко это принимают?

– Есть артисты, которые сами это понимают, а некоторые считают, что еще молоды. Но подчиняются решению худсовета и приказу о переводе на другую роль.

Загорелым актрисам не дают играть аристократок


– Игорь Николаевич, здравствуйте. Вам звонит Алена. Интересно, следите ли вы за физической формой артистов, устраиваете ли нагоняй, если они поправляются?

– Конечно, следим. А как можно играть стройную девочку, если исполнительнице тяжело двигаться по сцене? Если артистка не хочет за собой следить, у нее, во-первых, сразу сокращается количество ролей, во-вторых, ей нужно переходить на характерные роли. Артисток балета вообще предупреждаем под подпись и даем три месяца на то, чтобы войти в форму. В противном случае балерина будет уволена из трупы театра. Артистка должна понимать – если она посвятила себя оперетте, ей придется следить за собой. К слову, артисткам нельзя загорать: если она приезжает из отпуска загорелая как мулатка, ей нельзя играть аристократок – разве что цыганок и крестьянок.

Ребятня тоже любит оперетту


– Здравствуйте, Игорь Николаевич. Вам звонит Ольга. Любопытно, а воспринимают ли музкомедию маленькие зрители?

– Надо растить своего зрителя. У нас есть спектакли для самых маленьких: «Кошкин дом», «Осторожно! Волшебный лес», «Красавица и Чудовище», балет-сказка «Бэмби» и многие другие. Деткам интересен спектакль, в котором и разговаривают, и поют, и танцуют. Когда наши маленькие зрители повзрослеют, они придут на такие спектакли, как «Сорочинская ярмарка», «Авантюристы», «Юнона и Авось», а потом дорастут и до классической оперетты.

– И еще, если позволите, вопрос. Какие спектакли вы покажете детям в дни школьных каникул и готовите ли премьеры?

– В дни школьных каникул мы сделаем акцент на спектаклях для детей. А 29 декабря хотим порадовать маленьких зрителей премьерой – музыкальной сказки «Ивасик-Телесик», написанной либреттистом Игорем Факторовским и композитором Игорем Гайденко по мотивам одноименной украинской народной сказки. Перед спектаклями для детей будем показывать новогоднюю интермедию «Мартышкины проказы» о конфликте между козой – символом уходящего года и обезьяной. Сейчас идет работа над двумя премьерами для взрослых: в феврале планируем выпустить музыкальную комедию «Проделки Ханумы» и восстанавливаем веселый спектакль о троллях «Волшебный посох Деда Мороза». Этот спектакль не шел два года, но на него есть спрос, и мы решили его восстановить, и этой зимой он снова будет идти на нашей сцене. В конце нашего 87-го театрального сезона планируем выпустить спектакль о жизни и творчестве выдающегося композитора Иоганна Штрауса. В следующем театральном сезоне собираемся поставить одну из лучших оперетт Имре Кальмана «Графиня Марица». Премьера состоится накануне следующего Нового года.

Личное дело
Игорь Николаевич Коваль родился 9 ноября 1967 года в г. Котовск Одесской области. Окончил Харьковский инженерно-строительный институт (1994), Харьковский государственный университет питания и торговли (2014), Харьковский национальный университет искусств им. И.П. Котляревского (2015). Занимался бизнесом. С 2005 г. и по сегодняшний день служит в Харьковском академическом театре музыкальной комедии —  сначала заместителем директора, потом директором и главным режиссером. В 2012 г. на сцене ХАТМК дебютировал как режиссер-постановщик музыкальной сказки «Осторожно! Волшебный лес». В 2014 г. поставил оперетту «Прекрасная Галатея». Лауреат регионального рейтинга «Харьковчанин года-2010» и лауреат творческой премии Николая Садовского. Женат, имеет двух сыновей.