Гости ВХ

  • 1188
  •  / 

Харьковская оперетта даст премьеру в самый канун Нового года

фото: Михаил Кучнев

Харьковская оперетта даст премьеру в самый канун Нового года
Харьковская оперетта даст премьеру в самый канун Нового года Гость редакции ВХ – директор, главный режиссер Харьковского академического театра музыкальной комедии Игорь Коваль.

На постановку спектакля для взрослых может уйти полгода


– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут Виктор. Скажите, не стало ли в театре меньше зрителей из-за кризисной ситуации в стране?

– Наоборот. После просмотра новостей всем хочется отвлечься, а у нас такой позитивный жанр, что практически на всех спектаклях аншлаги. Театр у нас репертуарный, билеты недорогие.

– Добрый день. Меня зовут Елена. Интересно, как часто вы обновляете репертуар?

– Мы выпускаем две – максимум три премьеры в сезон, потому что это очень дорого. Для наших спектаклей очень важно отразить эпоху, в которую происходит действие. В отличие от драматических театров, где на сцене немного актеров, а костюмы и декорации могут быть современными, постановка в театре музыкальной комедии подразумевает участие множества артистов: солистов-вокалистов, хора, балета. Следовательно, идет долгая работа над сложными костюмами. Так, например, в оперетте «Цыганский барон» одновременно принимает участие более 100 артистов. Спектакль для детей можем поставить за 1,5-2 месяца, хотя иногда бьем рекорды: «Вождя краснокожих» поставили меньше чем за месяц. Спектакль для взрослых можем «собрать» за 3-3,5 месяца, но на постановку большого спектакля может уйти до полугода.

– А есть ли в репертуаре музкомедии спектакли, на которых всегда аншлаг?

– У нас все спектакли проходят с аншлагом, но больше всего зрителей приходят на «Юнону и Авось», «Цыганского барона» и концерты, а особенно популярны премьеры. Всегда пользуются спросом классические оперетты – «Летучая мышь», которую еще ставил замечательный режиссер Владимир Канделаки, «Баядера», которая уже более 35 лет идет на нашей сцене. Люди любят оперетту. Стараемся брать новый материал: недавно состоялась премьера музыкальной комедии «Авантюристы». Но в основе репертуара классика, которая и определяет наш жанр.

– А какой спектакль дольше остальных живет на вашей сцене?

– Оперетта «Сильва», которая уже более 50 лет идет на нашей сцене. Я считаю, что это результат хорошей работы режиссера, который правильно расставил акценты, придумал интересные мизансцены. Спектакль – как дом: если он надежно и прочно построен, в нем нужно только что-то время от времени обновлять — вводить новых исполнителей, шить новые костюмы, ремонтировать жесткие и мягкие декорации. Слабый спектакль может прожить лишь один-два сезона, потом он становится неинтересен зрителям.

– Добрый день. Меня зовут Оксана Владимировна. Интересно, а нет ли у вас спектаклей на злобу дня?

– Проблема в том, что очень мало современных украинских авторов, которые пишут для театра музыкальной комедии. А права на постановку известных мюзиклов стоят огромных денег. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству украинских композиторов и либреттистов, чтобы они писали специально для нашего театра. Так, в прошлом году состоялась премьера оперетты «Прекрасная Галатея» с великолепной музыкой Франца фон Зуппе. Либретто в свое время было переведено с учетом советской идеологии, не актуальной на сегодняшний день, поэтому решили его переписать. Пригласили харьковского поэта и драматурга Игоря Факторовского и вместе с ним придумали свой вариант в стихах, который можно увидеть только на нашей сцене.

В музкомедии даже уборщицы метут творчески


– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут Евгений Алексеевич Степаненко. Хочу сказать, что я был против перевода вашего театра в здание ХНАТОБа. А что вы об этом думаете? Кроме того, мне кажется, что театру пора менять концертный репертуар. Не надоело вашему Анатолию Буднию петь одну и ту же песню «Скажите, девушки»?

– Спасибо, Евгений Алексеевич. Приятно, что вы в курсе жизни нашего театра. На самом деле песня «Скажите, девушки» всегда хорошо воспринимается публикой. А кроме того, в концертном репертуаре Анатолия Будния много других произведений. Что касается малого зала ХНАТОБа – планировалось, что наш театр мог бы прокатывать спектакли там. Но театр музкомедии и так работает в арендованном помещении на Карла Маркса, 32, а нам предлагали такую же аренду на Сумской, 25. Я не вижу смысла в переезде. Если бы нам отдали малый зал на баланс театра, мы приводили бы его в порядок, вкладывали в него средства, совершенствовали. Мы более-менее навели порядок в здании, где сейчас работаем, – зачем же нам делать то же самое, только в другом здании? Мы отказались от этого варианта, потому что у нас другие планы – нам нужно свое здание. Харьковский театр музкомедии был создан первым из трех существующих в Украине, при этом он единственный не имеет собственного здания.

Сейчас мы находимся в бывшем ДК «Пищевик». Это театральное помещение, но оно слишком маленькое. Хотим построить новое здание, в проекте которого нашли бы свое применение самые современные решения в области сценической механизации, светового и звукового оборудования, а также акустики, чтобы оно стало украшением Харькова. Возможно, кто-то скажет, что сейчас для этого не время, в Украине идет антитеррористическая операция. Но, я считаю, что проблемы Луганска и Донецка в том, что там мало внимания уделялось украинскому репертуару, поэтому слабо формировалось патриотическое сознание. Думать о культуре и искусстве нужно ежедневно: это то, что определяет нацию. К счастью, сейчас выделили деньги и достраивают филармонию, и я считаю, что следующим на очереди должен быть театр музыкальной комедии. Думаю, финансирование должно быть совместным – и государственным, и  за счет частных пожертвований.

– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут Игорь Иванович. У вас постоянные аншлаги. Ваш театр стал одним из самых популярных у харьковчан. Поделитесь, пожалуйста, секретами второй молодости театра.

– Спасибо, Игорь Иванович. Особых секретов нет. Просто мы все любим свой театр. У нас нет не творческих профессий: бутафоры, столяры, электрики, костюмеры, швеи – все работают с душой. Даже уборщицы у нас метут по-особому – творчески. Когда люди приходят к нам на работу, они влюбляются в театр. После работы многие сотрудники не идут домой – смотрят вечером спектакли. Ведь в каждом спектакле есть частичка их труда.

Артисты театра оперетты должны быть универсалами


– Добрый день, Игорь Николаевич. Меня зовут  Светлана. Скажите, пожалуйста, легко ли найти артистов для вашего театра?

– Очень сложно. Это со стороны кажется, что в оперетте работать легко. Даже самый искушенный зритель считает, что он тоже сможет с такой же легкостью петь, танцевать и создавать образ героя на сцене. Но за этой легкостью стоит огромная работа не только в балетном и вокальном классах, но и в репетиционном зале. Уникальность артиста театра оперетты состоит в том, что он должен одновременно уметь петь, как в оперном театре; танцевать на уровне балета; а также обладать актерским мастерством, чтобы зритель ему верил.

– А должен ли быть у артиста оперетты особый темперамент?

– Темперамент должен быть у всех, кто выходит на сцену любого театра, иначе зрителю будет неинтересно. Я хожу на спектакли в разные театры. Но если во время действия смотрю на часы и планирую, что буду делать после спектакля, значит, меня не увлекли события, которые происходят на сцене. История должна быть интересной, а событийный ряд насыщенным. Я должен забыть о времени и жить вместе с персонажами. И тогда по окончании спектакля выходишь под впечатлением от увиденного.

– Игорь Николаевич, здравствуйте. Вам звонит Татьяна. А в каком учебном заведении готовят артистов для оперетты?

– Артистов оперетты не выпускает ни один вуз, и нам приходится их доучивать в театре. У нас в театре служат выпускники всех творческих вузов города. Но в основном выпускники Харьковского национального университета искусств имени Ивана Котляревского – вокального и театрального отделений.

Героям-любовникам приходится повзрослеть


– Игорь Николаевич, здравствуйте. Вам звонит Андрей. Артист оперетты должен быть легким, искрометным, с красивым голосом. Существует ли возраст, когда артист должен уйти со сцены?

– Оперетта – единственный театральный жанр, где полностью осталось понятие «амплуа»: герой, героиня, простак, субретка, характерная пара, комик. Так, если артист имеет высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, его берут на героя. Но годы идут, и артист из амплуа героя-любовника переходит на характерные роли старшего поколения. Ограничений в возрасте нет: если артист помнит текст, танцует, выполняет задачи режиссера, он может играть, пока хватит сил.

– А есть ли в театре уникальные артисты, для которых возраст – не помеха?

– Возраст – помеха всем. Если по либретто героине 17 лет, артистке, которая ее играет, однажды придется признать свое несоответствие.

– Артистки легко это принимают?

– Есть артисты, которые сами это понимают, а некоторые считают, что еще молоды. Но подчиняются решению худсовета и приказу о переводе на другую роль.

Загорелым актрисам не дают играть аристократок


– Игорь Николаевич, здравствуйте. Вам звонит Алена. Интересно, следите ли вы за физической формой артистов, устраиваете ли нагоняй, если они поправляются?

– Конечно, следим. А как можно играть стройную девочку, если исполнительнице тяжело двигаться по сцене? Если артистка не хочет за собой следить, у нее, во-первых, сразу сокращается количество ролей, во-вторых, ей нужно переходить на характерные роли. Артисток балета вообще предупреждаем под подпись и даем три месяца на то, чтобы войти в форму. В противном случае балерина будет уволена из трупы театра. Артистка должна понимать – если она посвятила себя оперетте, ей придется следить за собой. К слову, артисткам нельзя загорать: если она приезжает из отпуска загорелая как мулатка, ей нельзя играть аристократок – разве что цыганок и крестьянок.

Ребятня тоже любит оперетту


– Здравствуйте, Игорь Николаевич. Вам звонит Ольга. Любопытно, а воспринимают ли музкомедию маленькие зрители?

– Надо растить своего зрителя. У нас есть спектакли для самых маленьких: «Кошкин дом», «Осторожно! Волшебный лес», «Красавица и Чудовище», балет-сказка «Бэмби» и многие другие. Деткам интересен спектакль, в котором и разговаривают, и поют, и танцуют. Когда наши маленькие зрители повзрослеют, они придут на такие спектакли, как «Сорочинская ярмарка», «Авантюристы», «Юнона и Авось», а потом дорастут и до классической оперетты.

– И еще, если позволите, вопрос. Какие спектакли вы покажете детям в дни школьных каникул и готовите ли премьеры?

– В дни школьных каникул мы сделаем акцент на спектаклях для детей. А 29 декабря хотим порадовать маленьких зрителей премьерой – музыкальной сказки «Ивасик-Телесик», написанной либреттистом Игорем Факторовским и композитором Игорем Гайденко по мотивам одноименной украинской народной сказки. Перед спектаклями для детей будем показывать новогоднюю интермедию «Мартышкины проказы» о конфликте между козой – символом уходящего года и обезьяной. Сейчас идет работа над двумя премьерами для взрослых: в феврале планируем выпустить музыкальную комедию «Проделки Ханумы» и восстанавливаем веселый спектакль о троллях «Волшебный посох Деда Мороза». Этот спектакль не шел два года, но на него есть спрос, и мы решили его восстановить, и этой зимой он снова будет идти на нашей сцене. В конце нашего 87-го театрального сезона планируем выпустить спектакль о жизни и творчестве выдающегося композитора Иоганна Штрауса. В следующем театральном сезоне собираемся поставить одну из лучших оперетт Имре Кальмана «Графиня Марица». Премьера состоится накануне следующего Нового года.

Личное дело
Игорь Николаевич Коваль родился 9 ноября 1967 года в г. Котовск Одесской области. Окончил Харьковский инженерно-строительный институт (1994), Харьковский государственный университет питания и торговли (2014), Харьковский национальный университет искусств им. И.П. Котляревского (2015). Занимался бизнесом. С 2005 г. и по сегодняшний день служит в Харьковском академическом театре музыкальной комедии —  сначала заместителем директора, потом директором и главным режиссером. В 2012 г. на сцене ХАТМК дебютировал как режиссер-постановщик музыкальной сказки «Осторожно! Волшебный лес». В 2014 г. поставил оперетту «Прекрасная Галатея». Лауреат регионального рейтинга «Харьковчанин года-2010» и лауреат творческой премии Николая Садовского. Женат, имеет двух сыновей.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей6 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2796.16 грн
100 USD 2612.75 грн
10 RUB 4.0873 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи