Проанализировав основной документ, по которому харьковчане будут жить весь следующий год, — бюджет Харькова на 2016 год, общественники пришли к неутешительному выводу: сфера здравоохранения, образования и соцзащиты детей опять будут финансироваться по остаточному принципу.

На светофоры больше, чем на образование


Один из кричащих моментов, на который обратила внимание общественность Харькова, — то, что на улучшение инфраструктуры образования и здравоохранения депутаты выделили намного меньше средств, чем на ремонт светофоров или трамвайных путей.

По данным директора Департамента бюджета и финансов горсовета Татьяны Таукешевой, расходы на сферу образования в Харькове в 2016 году установлены на уровне 1 млрд 579,5 млн грн. (с учетом госсубвенции), что на 8,9% больше, чем в 2015 году. Из этой суммы 65% направляется на зарплату учителям. В целом на эти средства будут финансироваться 402 учреждения.

На сферу здравоохранения предусматривается выделить 1 млрд 122,4 млн грн. (с учетом госсубвенции), что на 4,3% больше, чем в 2015 году. Из этой суммы 69% направляется на зарплату медработникам. В целом на эти средства финансируются 70 медучреждений. Планируется, что 38,2 млн грн. будут выделены на капремонт больниц, а 48,2 млн грн. — на приобретение специального оборудования.

Вместе с тем в бюджете Харькова на 2016 год предусмотрено 372,7 млн грн. на развитие инфраструктуры города: реконструкцию трамвайных путей и переездов (130,2 млн грн.), ремонт и перекладку водопроводных, канализационных и тепловых сетей (98,7 млн грн.), реконструкцию сетей наружного освещения (52 млн грн.), реконструкцию зданий под центры админуслуг (26,5 млн грн.), строительство автовокзала и терминалов по пр. Л. Свободы и в районе ст. м. «Пролетарская» (6 млн грн.), реконструкцию Журавлевской и Лопанской плотин (3,6 млн грн.), реконструкцию сада Шевченко (2,2 млн грн.), реконструкцию Харьковского зоопарка и парка им. Горького (1,3 млн грн.) и другие проекты.

На содержание, строительство и ремонт дорог предполагается выделить 730,3 млн грн., что на 14,1% больше, чем в нынешнем году. Кроме того, на капремонт трамвайных вагонов будет направлено 58,6 млн грн., а трамвайных путей — 22,6 млн грн.

— То есть на развитие сферы образования — реконструкцию школ и садиков, строительство новых — предусмотрено всего 43 млн 790 тыс. гривен, а бюджет развития сферы здравоохранения составляет 86 млн 400 тыс. гривен. По сравнению с суммами, выделяемыми на развитие инфраструктуры города, строительство и реконструкцию дорог — это ничтожно малые суммы. Например, только на светофорные объекты выделяется порядка 80 миллионов гривен, что почти вдвое больше, чем на развитие сферы образования, — говорит сокоординатор Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин. — Начальник Департамента транспорта уверяет, что может обосновать каждую копеечку. Но в любом случае получается, что бюджет города «заточен» на инфраструктуру, а не на социальную составляющую. Между тем все мы знаем, в каком плачевном состоянии находятся поликлиники, больницы, детские сады и школы. Отсюда ведь и ответы на вопросы: почему поборы в школах? почему не хватает мест в детсадах? почему в больницах за все нужно платить?
Что значит — помощь депутата?
К слову, общественники отметили один момент: на решение вопросов горожан харьковским городским головой выделяется 14,4 миллиона гривен в год, а на каждого депутата — 5 тысяч.

— То есть когда к мэру или депутату на прием приходят люди и просят решить какой-то вопрос, допустим с текущей крышей, — это, оказывается, решается за счет бюджетных денег, а вовсе не потому, что чиновник такой добрый. А ведь в подчинении того же городского головы находятся всевозможные департаменты, и они должны реагировать на жалобы горожан исходя из средств, им выделенных, — говорит Евгений Лисичкин.

«Залезть к родителям в карман – стало нормой»


По словам координатора кампании «Благотворительность в образовании – в законном русле» Елены Нарожной, накануне нового года директора школ и заведующие детсадами составляют сметы, в которые закладывают затраты, необходимые для функционирования учебного заведения. Эти сметы подают в районо, где составляется бюджетный запрос по всему району, который передается в Департамент образования горсовета.

– Мы делали информационные запросы по районам и увидели, что некоторые начальники районо даже не просят профинансировать такие расходы, как материалы, инвентарь, – говорит она. – Я это связываю с тем, что Харьковский горсовет в марте 2014 года принял решение об экономном и рациональном использовании средств бюджета Харькова (на основании Постановления Кабмина № 65 «Об экономии бюджетных средств»). И теперь, похоже, любое бюджетное учреждение города не имеет права на закупку мебели, техники, проведение ремонта (если только это не аварийное помещение) за бюджетные средства. Получается, что залезть в карман к родителям стало нормой.

Об адаптации переселенцев забыли?


Горсовет также утвердил 29 целевых программ, на которые выделяется 2 млрд 470 млн грн. К примеру, программа по развитию в городе физкультуры и спорта будет профинансирована в объеме 33 млн грн., при этом 80% средств идут коммунальному предприятию «Спорт для всех», которое строит на них детские площадки стоимостью около 1 млн грн. каждая. При этом на развитие всего городского футбола выделяется около 500 тыс. грн.

Евгений Лисичкин считает, что спонсировать такое количество целевых программ нецелесообразно, поскольку средства распыляются.

— Среди приоритетных должны быть здравоохранение и образование. Безусловно, инфраструктурная программа (дорожное хозяйство и строительство). А также социализация, адаптация и трудоустройство переселенцев и ветеранов АТО — сейчас такой целевой программы нет, — отмечает эксперт.

К созданию ОСМД мотивации нет


Не определена, по мнению общественников, в бюджете города на следующий год и мотивация жильцов к созданию ОСМД, ЖК, ЖСК.

— Между тем до 1 июля 2016 года жильцам многоквартирных домов уже нужно определиться с обслуживающей их компанией — то ли это будет коммунальная, то ли частная, то ли в форме ОСМД, ЖК, ЖКХ. На содержание последних в бюджете города заложено 7 млн 160 тыс. грн. В Харькове в собственности ОСМД, ЖК и ЖКХ находится 863 дома, значит, на каждый приходится всего 8300 гривен в год. Это смешно! Какая может быть у харьковчан мотивация к созданию ОСМД?

При этом на коммунальную газету и телеканал город выделил 9 млн 180 грн.
Письмо в редакцию
Это письмо, присланное в редакцию, очень хочется опубликовать дословно. Потому что то, как формируется бюджет города и области, оказывается, удивляет не только общественников, но и обычных харьковчан.

«Написать вам побудили заметки в вашей газете. По иронии судьбы они оказались в одном номере, на разных страницах. Если их сопоставить, получается удивительная вещь:
— 4 млн грн. потратит Харьковский облсовет на планшеты для депутатов (ранее писали, что стоимость планшета 10 тыс. грн. и разная «начинка» — 33 тыс. Итого: 43 тыс. грн.);
— у раненых в Харьковском военном госпитале совсем нет белья, зубных щеток, средств гигиены.

Совсем нет белья — попросту говоря, нет, извините, трусов, носков. Поэтому возникает вопрос: у нас уже закончилась война (стыдливо именуемая АТО)? Или у нас нет раненых молодых ребят без рук-ног, когда бедные родители остаются один на один со своей бедой и сыновьями инвалидами? Или депутаты за стеклами своих бронированных машин не видят, что происходит в реальной жизни, а не среди «небожителей»?

Мы на работе прочитали и просто ужаснулись. Мы не просто прочитали, а каждый месяц с тех пор передаем в военный госпиталь передачи с бельем, сладостями. Это то, что может сделать каждый человек; это своего рода «подносить патроны» нашим ребятам. Многие мои знакомые тоже помогают. Но как достучаться до депутатов?».