Определены лучшие предложения в проекте «Активный харьковчанин» за декабрь.

Наибольшее количество голосов набрала идея контролировать использование родительских взносов на нужды детсадов и школ путем создания официальных благотворительных фондов. Эксперты говорят: чтобы вывести благотворительность в учебных заведениях на чистую воду, нужна не только воля чиновников, но и настойчивость родителей.

Объективных потребностей у школы нет?


Прежде всего, по словам координатора кампании «Благотворительность в образовании – в законном русле» Елены Нарожной, чтобы родительская помощь школе была прозрачной, необходим официальный документ с перечнем нужд школы. Тогда родители могли бы четко видеть, на что именно требуются их деньги. 

– Чтобы  понять, сколько денег необходимо на содержание детских садов и школ, перед началом учебного года районо проводит инспекцию в учебных заведениях и составляет акт об их готовности  к учебному процессу. Однако на первом же родительском собрании выясняется, что есть множество нужд, на которые срочно собираются деньги с мам и пап учеников.  Получается, что органы местного самоуправленния не фиксируют эти потребности. А администрации школ сообщают родительским комитетам о них на свое усмотрение, – говорит Елена Нарожная. – Поэтому важно, чтобы бюджетные запросы, которые являются основанием для формирования смет, включали объективные потребности школ и детсадов. Мы делали запросы в районо о том, какие потребности озвучили школы на 2016 год. Оказалось, что только Октябрьский район указал в своих бюджетных запросах потребность в материалах, предметах, оборудовании, инвентаре. А ведь именно на это чаще всего собирают родительские деньги. Все остальные районы даже не просят об этом горсовет. Так откуда же мы — родители знаем, что школе, например, нужно 30 пачек бумаги в месяц, а не 10? Или что в каком-то кабинете необходим ремонт, замена двери или «латание»  крыши? Понятно, что родители не пойдут проверять состояние той же кровли или водопроводных труб. Поэтому в наличии должен быть соответствующий документ. Если есть заявка – финансовый департамент горсовета смотрит, сможет ли он покрыть эти затраты или нет. Если не может – в таком случае нужно обращаться к благотворителям, спонсорам, меценатам, родителям. Но дофинансирование должно вестись официально – через благотворительный фонды или специальные счета школ, а не собираться наличкой.

Вариант первый – благотворительный фонд


По словам эксперта, есть два варианта узаконить родительскую помощь школе и сделать ее прозрачной. Первый – родители могут создать благотворительный фонд и как основатели полностью управлять им.

– Родители собираются на общую школьную конференцию (каждый класс делегирует своих представителей), где голосуют  за создание благотворительного фонда. Составляется протокол, прописывается устав фонда (как будут приниматься деньги, как в этот фонд будут вступать новые члены и т. д.), затем фонд регистрируется (в органе регистрации в течение трех дней после подачи документов), открывается счет в банке (на который и будут поступать средства) и изготавливается печать, – объясняет процедуру Елена Нарожная.

По ее словам, в 11-ти школах Харькова уже созданы такие фонды. Однако их наличие не  от непрозрачности использования средств.

– Все дело в родителях. Они не требуют отчеты об использовании благотворительных средств администрацией школы – с указанием цен, с накладными, актами, – разводит руками Елена Нарожная. – Между тем, в уставе фонда предусмотрено это право. Почему еще важно контролировать расходование средств? Чтобы закупка через фонд действительно была выгодной.

– Если заключить договор с оптовым поставщиками канцелярских товаров, бытовой химии стройматериалов и т.д.,– это будет дешевле, нежели покупать в розницу, – говорит эксперт.

Вариант второй – специальный счет школы


Возможен и другой вариант: не создавать благотворительный фонд, а перечислять средства на специальный счет школы или района.

– Каждая школа как бюджетное учреждение имеет право открыть регистрационный (для бюджетных перечислений – на зарплату, коммуналку) и специальный счета – в частности, для благотворительных взносов, – объясняет Елена Нарожная. – Иногда родители высказывают опасение, что со специального счета сложно снять деньги, поскольку платежи осуществляются через Госказначейство. Ничего подобного – проведения платежей осуществляется в течение трех рабочих дней. Год назад было распоряжение Минфина, согласно которому за этим строго следят.

По словам эксперта, из 186 харьковских школ 111 имеют специальные регистрационные счета. Но даже если такого счета нет – благотворительный взнос можно перечислить на счет районо, а в назначении платежа указать для какой школы или садика и на какие цели. 

– Тратиться эти деньги могут исключительно по целевому назначению. Если благотворитель указал, что на ремонт, – значит только на ремонт. Если на канцелярию – значит на канцелярию, – уточняет Елена Нарожная. –  Ответственность за распределение этих средств несут уже должностные лица – директор школы или районо.

Но, к сожалению, по словам Елены Нарожной, родители по старинке собирают деньги наличными.

– Правда сейчас начинают активно интересоваться этими счетами, – говорит она. – Надеюсь, что безналичные расчеты станут пользоваться спросом.

Вместе с тем на потребности класса, например, на замену окон, родители могут и сброситься, «не заморачиваясь» с благотворительными фондами и спецсчетами.

– Но при этом нужно оформить акт и передать имущество на баланс школы, чтобы не получилось, что на эти окна может быть продублирован платеж из бюджета, – подсказывает Елена Нарожная. – Можно обойтись без благотворительного фонда и спецсчета в случае сбора средств на нужды школы – но только в том случае, если в учебном заведении есть касса, а в штате – бухгалтер, который на каждый родительский взнос выдает кассовый ордер.  При этом ни завхоз, ни директор, ни учитель не имеют права брать эти деньги. 

Хорошая идея – единый проездной
На втором месте проекта «Активный харьковчанин» в декабре – предложение задерживать несовершеннолетних в нетрезвом состоянии и взимать штраф с их родителей. На третьем – идея  сделать подсветку на пешеходных переходах. Чтобы водителю в любое время суток и при любой погоде было видно не только знак («к нему можно подключить солнечные батареи, чтобы они заряжались весь день, а потом всю ночь подсвечивали»), но и разметку на дороге.