Общество

  • 1012
  •  / 

В старину после Рождества мусор не выносили месяц

В старину после Рождества мусор не выносили месяц
Рождество и Старый Новый год — загадочное и волшебное время, уверяют исследователи старины.
Весь период — от Рождественского вечера до Крещения — могут происходить настоящие чудеса. В зимние праздники можно решить массу семейных проблем: попросить у высших сил жениха, узнать судьбу, задобрить Мороз, попугать неродящие деревья и заставить кур нестись.

— В традиционной культуре многих славянских народов Рождество воспринимается как новый год, отсчет которого происходил от Рождества до Рождества, — уверяет этнограф, директор Этнографического музея «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича НТУ «ХПИ» Михаил Красиков. — Современный календарь праздников несколько отличается от прежнего. До революции 1917 года Рождество праздновали 25 декабря, потом отмечали Новый год, который сейчас празднуют как Старый Новый год — 14 января. На Рождество и Старый Новый год случаются необычные события: в народе считают, что в эти дни во времени и пространстве происходит что-что необычное — будто открывается завеса неизвестного, и именно в эти дни можно не только узнать свою судьбу на ближайший год, но и попросить высшие силы о благосклонности. Возникли эти представления еще в дохристианские времена и были связаны с восприятием солнечной активности.

Напуганные деревья перестают лениться


В рождественские и новогодние праздники можно решить массу домашних проблем.

— В народе есть поверье, что на Рождество все неживое не только оживает, но и может понимать человеческую речь и даже говорить человеческим голосом. Например, если в саду есть деревья, которые долгое время не плодоносили, эту проблему можно решить накануне или в ночь Рождества или Старого Нового года, — рассказывает Михаил Красиков. — В славянской культуре был обычай: в рождественскую ночь хозяин выходил в сад, подходил к дереву и «будил» его словами: «Спишь? А Христос родился, и ты роди!». В Украине деревья часто запугивали. Хозяин брал топор, стучал по дереву тупым или острым концом и трижды пугал: «Не будешь родить — срублю!». Иногда в этой сценке участвовали дети. Ребенок прятался за дерево или влезал на ветки и после запугиваний просил как бы от имени дерева: «Не руби, буду родить!». Это нередко действовало. Например, житель Нововодолажского района рассказывал мне, что у него была груша, которая не родила 20 лет. Мужчина не верил в эффективность запугивания дерева, тем не менее все-таки пригрозил ему на Рождество — после этого груша стала плодоносить очень обильно. Нам, людям рационального века, такие обычаи могут показаться глупостью или стечением обстоятельств. Тем не менее в моей экспедиционной коллекции есть более десятка историй о том, как «исправлялись» деревья после ритуального запугивания. В народной культуре люди понимали тонкую связь между всем живым. Чем больше я изучаю эту культуру, тем больше убеждаюсь, что эта связь существует.

А еще в преддверии праздников очень важно было не только вернуть все долги, но и получить их: считалось, что если в семье накануне Рождества одолжили деньги или, например, инструмент, именно их будет недоставать в следующем году.

В праздники угощали и Долю


— Рождество — праздник единства рода, причем не только живущих, но и умерших членов семьи. Чтобы год был благополучным, семья стремилась собрать на праздник всех своих членов. На Рождество все ели из одной миски, а для умерших или тех, кто не смог попасть на праздник, на стол ставили отдельную посуду, — рассказывает этнограф. — После Рождества ни в коем случае нельзя было ее мыть: считалось, что остатками еды должна поужинать Доля, поэтому посуду мыли только утром. К слову, это не только рождественский обычай. В некоторых селах — я наблюдал и сейчас это в селах Винницкой, Харьковской, Луганской областей — до сих пор и в обычные дни посуду после ужина моют только утром, приговаривая вечером: «Хай Доля вечеря!». Предполагается, что сытая Судьба будет добрее к человеку, и благополучие не покинет семью.

А еще нашим предкам приходилось копить домашний мусор.

— Мусор нельзя было выносить из дома от Рождества до Старого Нового года, а в других регионах и в некоторых селах на Харьковщине не выносили мусор даже до Крещения, чтобы не вынести добро из хаты, — говорит Михаил Красиков. — Мусор выносили в сад и там сжигали. Это называлось «греть деду ноги». Дело в том, что раньше был обычай (к слову, он был зафиксирован в некоторых селах и 1940-х годах) хоронить родственников не на кладбище, а в садах возле дома. Похороненный в саду предок считался охранником и защитником дома, и согревание ему «ног» было свидетельством уважения.

На Рождество люди интересовались, кто из членов семьи уйдет из жизни в наступающем году. После ужина ложки опирали выпуклой частью вверх о край миски, а наутро смотрели, чья ложка к утру перевернулась. С этой же целью каждый член семьи ставил на праздник Андрея, Катерины или Спиридона срезанные веточки в воду: чья веточка не зазеленела, тому и суждено уйти в мир иной.

— Я слышал немало историй, когда гадания на ветках сбывались, — уверяет Михаил Красиков. — В нашей книге «Муравський шлях-97» есть рассказ о мужчине, которого в 1930-х годах арестовали как куркуля. Его племянница поставила на праздник Андрея срезанные ветки в воду, наметив их. Все веточки к Рождеству расцвели, а ветка Василия засохла. Вскоре пришло сообщение: он умер в тюрьме. Кроме того, на веточках девушки гадали, выйдут ли в наступающем году замуж: зацветшая веточка обещала замужество.
Утром нового года люди вставали с кровати босыми ногами на кусок железа — считалось, что на протяжении года здоровье будет «железным». С этой же целью во время рождественского свят-вечера мать заставляла ребятишек становиться босыми ногами на топор, лежавший под праздничным столом.

Кутью подбрасывали к потолку


Не один обычай связан с кутьей — поминальным блюдом. По словам этнографа, традиционная народная кутья ни в коем случае не делается из риса: ее готовили из ячменя.

— С кутьей были связаны такие обычаи. Первую ложку брал сам хозяин и подбрасывал ее вверх, чтобы кутья прилипла к потолку. По одной из версий, это делалось для богатства и благополучия в хате. Ребятишки бросались ловить кусочки не прилипших к потолку зернышек от кутьи. Это называлось «поймать свое счастье». Считалось, что тот, кто поймал больше всех зерен, будет самым счастливым в новом году. Девушки ворожили с ложкой кутьи: выходили во двор и прислушивались к звукам. Этот обычай назывался «слушать Долю». Откуда доносились звуки — в ту хату в наступающем году суждено идти замуж. Мало того, с помощью кутьи ворожили не только девушки, но иногда и парни. Они прислушивались к характеру звуков. Если лаяла собака, считалось, что будущая семейная жизнь будет «собачьей». Так же прислушивались мастера и в момент закладки дома: самой желанной была тишина, обещавшая тихую спокойную жизнь в доме.

С помощью кутьи решали и хозяйственные, и семейные проблемы одновременно.

— Чтобы куры неслись, хозяйка дома, занося кутью в хату, должна была покудахтать, — говорит Михаил Красиков. — Я зафиксировал рассказ одной женщины: «Долго не было у меня квочек, и мне посоветовали поквохтать на Рождество. Я поквохтала — и абсолютно все мои куры стали нестись». Чтобы куры были чубатыми, детей сажали на пороге и хозяйка трепала их за чубы. Я интересовался в селах, почему куры должны быть чубатыми. Выяснилось, что они несутся, как обычные куры, но чубатурки считаются красивыми. К слову, квохтать могла не только хозяйка, это делали порой и дети, и хозяин хаты. В последнем случае считалось, что не только будут нестись куры, но и родятся дети — новые наследники. Если семья была многодетной, хозяин дома уже не квохтал.

Один из самых распространенных обычаев в Святой вечер — задабривание Мороза, приглашение его к общей трапезе.

— Перед тем как есть кутью, хозяин поворачивался к окну, иногда по нему стучал, иногда брал ложку с кутьей и трижды, прислушиваясь, звал: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью есть!». Иногда он выходил с миской из дома, иногда оставлял кутью на пороге. Не услышав от Мороза ответа, хозяин произносил: «Ну, раз не приходишь, то и не приходи — не морозь меня, мою жену, деток, коровок, телят, лошадок, овечек, ягняток и наши посевы!». Хозяин дома перечислял Морозу даже животных, которых не было в хозяйстве, но они теоретически могли появиться на протяжении года, — говорит Михаил Красиков.

Кутью готовили трижды. Был обычай оставлять немного кутьи с каждого праздника, добавляя в нее новую. В кутью доливали святой воды и давали отведать домашнему скоту.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей4 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.037 грн
100 USD 2589.87 грн
100 EUR 2756.14 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи