В Украине появился новый вид мошенничества — социальные сети бомбардируют псевдоучастники АТО с просьбой о помощи. Как не попасть на удочку обманщиков, выяснял «Вечерний Харьков».

— У моего мужа украли фотографии из соцсетей, завели аккаунт в «Фейсбуке», использовав ту же центральную фотографию, что стоит на его странице, и просили у друзей, знакомых и подписчиков деньги на покупку мобильного телефона — мол, срочно нужен, — поделилась своей историей харьковчанка Виктория — Муж увидел, написал модератору, поддельный аккаунт закрыли.

Волонтеры подтверждают — это не единственный случай вымогательства мошенниками денег у добросердечных граждан якобы на нужды наших ребят, воющих на передовой. Мошенники изобретательны. Под видом бойцов АТО они рассылают СМС с просьбой «скинуть пару гривен на телефон». В социальных сетях к пользователям обращаются подозрительные люди в военной форме, которые представляются офицерами АТО и просят помочь деньгами. Нередко мошенники, прикидываясь участниками волонтерской организации, просят граждан открыть на себя кредитную карту или дать номер и код банковской карты. Лжеучастники АТО пишут слезные истории в «личку» пользователей соцсетей с просьбой перечислить деньги на счет.

— Вот совсем свежий пример. Человек представлялся Димой — бойцом 92-й бригады, который якобы координирует вывоз раненых из точек столкновения, — и просил перечислить средства на его счет. Такие сообщения пришли моим знакомым в «личку», — рассказывает координатор волонтерской группы Help Army Татьяна Бедняк. — Кто может координировать вывоз раненых? Медики, но уж никак не случайный человек с улицы. Я тесно общаюсь с этой бригадой, знаю всех медиков, знаю начмеда — никакого Димы среди них нет. Не может он действовать и на волонтерских началах — среди волонтеров такого человека тоже нет. Соответственно, в данном случае для меня даже не было необходимости проверять информацию — сразу понятно, что этот человек — мошенник. Если он и является бойцом 92-й бригады — все равно такой способ добыть деньги является мошенническим.

— Если вы не знакомы лично с человеком, бросившим клич о помощи, найдите общих знакомых (сослуживцев, сотрудников, кумовьев, соседей), которые могли бы его отрекомендовать, то есть подтвердить, что это действительно реальный человек, который служит там-то и там-то, либо волонтер и помогает тому-то и тому-то, — советует координатор волонтерской группы Help Army Татьяна Бедняк. — Если человек представляется бойцом определенной бригады или подразделения — попытайтесь найти в данном подразделении или воинской части знакомых, которые могут подтвердить, что ситуация там действительно такова, как человек описывает, и требует вмешательства. Такую информацию можно получить через волонтеров, военнослужащих. Сейчас многие пользуются «Фейсбуком», и это не проблема — посмотреть там общих друзей и разобраться в ситуации.

Если обращаются бойцы и указывают номер телефона — желательно позвонить по этому номеру, выяснить максимум деталей, а затем получить подтверждение в подлинности истории у волонтеров, которые ездят на передовую.

— Например, человек говорит: «Я нахожусь в районе Станицы Луганской, доставки еды нет, и мы тут голодаем». Понятно, что ситуация патовая — нужно срочно все бросать и ехать. Можно через «Фейсбук» найти волонтеров, которые там бывают, либо бойцов подразделений, которые находятся рядом, и попытаться уточнить, действительно ли ситуация требует немедленного вмешательства, — подсказывает Татьяна Бедняк. — В данном случае я бы рекомендовала даже не заниматься собственным расследованием — а просто выложить в «Фейсбуке» эту просьбу о помощи. Если проситель — мошенник, он всегда допускает ошибки, которые быстро всплывают в публичной плоскости. Например, говорит, что он боец 128-й бригады, которая стоит в определенном месте. А волонтеры знают, что в данном секторе такого подразделения нет вообще. Становится очевидно, что действует мошенник.

Если за помощью обращаются от организации — будь то благотворительный фонд или общественное объединение, — не лишним будет определить уровень доверия к ней.

— За время войны у организации, которая активно помогала, уже есть своя история — есть отчеты на «Фейсбуке», на собственном сайте, — продолжает Татьяна Бедняк. — Если организация зарегистрировалась полторы-две недели назад и уже просит помощи — возвращаемся к пункту первому: находим общих знакомых и ищем рекомендации.