Сложно найти в Харькове человека, который хотя бы краем уха не слышал о хореографе Алексее Литвинове.
А участие в популярных телепроектах «Танці с зірками», «Танцюють всі», «Україна талант», «Майдан's» в качестве судьи и тренера сделали его знаменитым на всю страну. В эти выходные в Харькове пройдет I Всеукраинский фестиваль хореографического искусства памяти Алексея Литвинова, идеологом и организатором которого является дочь известного хореографа Мария.— Идея проведения фестиваля возникла несколько месяцев назад, — рассказывает хореограф-педагог, чемпионка Украины по десяти бальным танцам, чемпионка Европы и мира в европейской программе Мария Литвинова. — Очень хочется продолжать дело своего папы, дать возможность принять участие в конкурсе всем, кто его знал, кто у него учился.
Организовать фестиваль Марии помог друг и ученик Алексея Литвинова, хореограф, основатель одного из танцевальных клубов Харькова, вице-президент Союза общественных организаций спортивного танца Украины, президент Харьковской областной федерации танцевального спорта Владимир Караченцев. Мероприятие задумывалось в некотором роде как семейное — соберутся друзья и ученики знаменитого хореографа, которые не только покажут свое мастерство, но и поделятся воспоминаниями об этом неординарном человеке. Вообще же программа фестиваля обширна, а возраст участников не ограничен — от самых маленьких (3–4 года) до зрелых танцоров.
— В программу входит конкурс по современной хореографии (его из-за карантина пришлось перенести с 30 января на 13 февраля) и конкурс по бальной хореографии (31 января). В воскресенье, 31 января, в 19.00 во Дворце спорта на Маршала Жукова состоится гала-концерт. Это своеобразный вечер памяти, на который мы приглашаем не только поклонников мастерства Алексея Литвинова, а и всех, кто ценит творчество и не равнодушен к танцу, — уточняет Мария Литвинова.
В перспективе организаторы хотят сделать фестиваль ежегодным и международным. Основной посыл — демонстрировать то, чему научились за год участники, показать уровень профессионализма и обязательно делиться опытом.
— Так случилось, что многие талантливые папины ученики оказались за бортом танцевальной жизни Харькова. Мы хотим вернуть их, объединить одной идеей и возродить былую славу школы Алексея Литвинова, — делится Мария. — Фестиваль памяти Алексея Литвинова будет популяризировать не только бальные танцы. Мы дадим возможность проявить себя всем новым талантам, мы откроем новые имена.
Это первое мероприятие подобного масштаба, за организацию которого взялась Мария. И ее не страшит ответственность.
— Вы знаете, как начинал мой отец? В начале 1980-х годов ему пришла идея учить бальным танцам маленьких детей. В то время никто в Советском Союзе не решался взвалить на себя такую ношу, желающих заниматься бальными танцами принимали с 14 лет. А он не побоялся. Я характером пошла в отца, поэтому если поставила определенную цель — значит, я ее добьюсь. Иначе мне будет стыдно носить фамилию Литвинова, — говорит дочь Алексея Литвинова.
Говорить об отце Марии тяжело — слишком глубока на сердце рана от его ухода, больно вспоминать о последних мучительных минутах его жизни. Об Алексее Литвинове руководителе, педагоге, хореографе нам рассказала его бывшая жена, педагог-хореограф, участница всесоюзных и международных турниров, чемпионка Советского Союза по бальным танцам, лауреат международных конкурсов Лилия Усик.
— Лилия Петровна, как вы познакомились с Алексеем?
— Танцевать я начала с третьего класса, на танцы меня привел брат. Вот тогда-то, лет в восемь, я и увидела Литвинова впервые. Он был обычным учеником — как и я, и занимался танцами. В десятом классе пришла к нему на концерт во Дворец пионеров. А когда окончила школу, он забрал меня вместе с партнером к себе в класс. Так я и стала его ученицей.
— А вы танцевали в паре?
— Я танцевала со многими партнерами. Среди них был Леня Плетнев, например. Но с самим Литвиновым в пару никогда не становилась. Он танцевал со своей первой женой Олей Литвиновой, потом они разошлись. А чуть позже мы стали встречаться. В 1992 году родилась Маша.
— Танцевальный клуб «Горизонт», основанный Алексеем Игоревичем, рождался при вашем участии?
— Это было в 1979 году. В то время на бальные танцы принимали с 14 лет. Литвинов первым в Советском Союзе начал заниматься детским бальным танцем, мы стали набирать в группы детей от 7 до 12 лет. Корифеи бального танца, которые сегодня устраивают конкурсы, — выходцы из ансамбля «Горизонт». Мы начинали в ДК «Металлист». Зал был небольшой, и всех принять мы не могли, поэтому устраивали жесткий отбор. 14 сентября Литвинов принимал первый экзамен в новом ансамбле. Так сформировался первый состав «Горизонта» из пяти пар, в одной из которых танцевал сам Литвинов. Позже мы перебрались в ДК Железнодорожников. Леша занимался взрослыми парами, а я сама танцевала и готовила ему подрастающее поколение. В середине 1980-х клуб настолько вырос, что в одиночку поднимать такую массу детей было уже тяжело. Спустя пять лет «Горизонт» уже насчитывал 400 человек. Тренировки проходили каждый день, и Литвинов не допускал пропусков. Его любимой фразой всю жизнь была следующая: «Если школа мешает танцу, надо бросить школу». В 1990-е клуб стал переходить на коммерческую основу. Появились индивидуальные занятия. Леша в девять утра заходил в зал и в девять вечера буквально выпадал оттуда.
— Девяностые — это годы разрухи, сплошного дефицита. А бальные танцы — дорогое удовольствие. Как вам удавалось достойно выступать и достойно выглядеть?
— В то время бальные костюмы шили считанные люди. Услуги их стоили дорого, а желающих было много. Поэтому мы сами шили себе костюмы. Каждый тренер — своей группе. Своими руками и босоножки клепали.
— А как появилось название «Горизонт» и почему?
— У Леши был отец, с которым он познакомился только в 16 лет. Сначала отношения не складывались, но потом интерес пересилил неприязнь. Игорь Алексеевич — легендарная личность: отсидел девять лет на Колыме по 58-й статье (политической). Советскую власть и коммунизм он ненавидел всеми фибрами своей души. После отбывания срока остался жить на Колыме — мыл золото. Силой своего ума сумел пробить брешь в совковом бюрократизме и открыл свою золотодобывающую артель. После возвращения домой смог поступить сразу в два престижных вуза — юридический и экономический. До колонии он прочел домашнюю огромнейшую библиотеку и все помнил. Рассказывал нам, кто такой Высоцкий, Окуджава, Бунин, Паустовский, Солженицын, Сахаров… Познакомил нас с литературными произведениями, которые были запрещены в Советском Союзе. Знал наизусть всего Есенина, Бродского. К сожалению, он рано ушел из жизни — с таким же диагнозом, как у Леши. Так вот именно он придумал название клубу. «Горизонт — это та линия, которой ты никогда не достигнешь», т. е. нет предела совершенству.
— Когда «Горизонт» достиг своего расцвета и за счет чего?
— Удивительно, но расцвет коллектива пришелся на те годы, когда за проведение конкурсов бального танца руководителей ДК, при которых работали такие клубы, лишали партбилетов и увольняли с работы. Согласно советской идеологии бальные танцы вырабатывали в человеке чувство превосходства, дух соперничества, а значит, выделяли из общей серой массы. Они не были запрещены, но выступать можно было только в коллективе, без номера на спине. Находясь в таком положении, хореографы придумали уловку — они создали третий вид выступлений — помимо латиноамериканской и европейской придумали, советскую программу, куда входили «Сударушка», «Русский лирический танец» и т.д. При таком раскладе на конкурсы смотрели более или менее сквозь пальцы. До 1985 года все конкурсы в Харькове проходили нелегально — Лешин друг разрешал проводить их на базе Дворца студентов, директором которого он тогда был. Это традиционный конкурс, куда приглашали пары из Севастополя, Полтавы и Москвы. Это были основные четыре клуба, которые соревновались между собой. После того как Леша начал работать с детьми в «Горизонте» с 1979 года, через год-два эту практику переняли и другие клубы. И вот воспитанники Вадима Елизарова из Севастополя, Петра Горголя из Полтавы, Станислава Попова из Москвы и Алексея Литвинова из Харькова и соревновались между собой. С этого и началось развитие детского бального танца не только в Украине, но и во всем Советском Союзе. После начала перестройки в 1986 году нас уже начали выпускать за рубеж. С 1991 года в ДК ХЭМЗ в рамках своего традиционного конкурса Леша стал проводить первенство СССР среди профессионалов. Люди-легенды, которые проводили мастер-классы за сумасшедшие деньги, приезжали в Харьков, чтобы посоревноваться! Лучшие художники создавали сценографию, конкурс вел один Александр Масляков, зал в ДК ХЭМЗ на 1600 мест был забит до отказа, а билеты спрашивали еще на трамвайной остановке. Это была многолетняя традиция.
— Но наступило время, когда славная эпоха «Горизонта» приблизилась к закату...
— Леша запустил огромную машину под названием «Преемственность поколений», которая работала как маховик в течение нескольких лет. С момента первого набора и по 1990-е включительно сменилось не одно поколение танцоров и тренеров. Но так случилось, что несколько ключевых пар покинули клуб и уехали за границу: Вова Караченцев ушел и открыл свой клуб, Алик Лысенко отправился на Кипр, Ольга Лазебная уехала на ПМЖ в США, еще один сильный танцор сначала уехал в Крым к Вадиму Елизарову, потом во Львов, где открыл свой клуб, а затем и вовсе перебрался в Словению. Но не только это способствовало угасанию «Горизонта». В 1990-х повальная коммерциализация вынуждала обращать внимание на другие аспекты — закупались дорогие костюмы, начались заграничные поездки, стажировки в Англии, количество учеников начало резко сокращаться. В тот период мы уже разошлись, у Алексея появилась другая женщина — поменялось восприятие мира, психология. Конкурсы стали способом зарабатывания денег. «Горизонт» начали делить между собой партнеры Алексея, который, оказывается, уже давно был болен и перенес первую операцию в Харькове в 2006 году. Помимо разочарования в телепроектах, из-за которых Алексею приходилось разрываться на два города — Киев и Харьков, он уже не чувствовал себя столь востребованным, как раньше. Плюс сильно пошатнулось здоровье. Он уже не мог влиять на процессы, которые происходили внутри его школы.
— Маша как наследница не могла повлиять на процесс?
— В тот момент Маша делала все возможное, чтобы продлить жизнь своему отцу, она зарабатывала деньги на его лечение. Впоследствии именно она была рядом с ним в последние месяцы его жизни, он умирал у нее на руках.
Теперь ей приходится начинать все с нуля, как когда-то начинал ее отец.