Культура

  • 654
  •  / 

Береза намекает художнику на будущий рисунок

Береза намекает художнику на будущий рисунок
Нежная поверхность березовой коры с удивительной текстурой, прорисованными природой черточками, бугристыми наростами и глубокими черными трещинами подсказывает художнику тему его работы.
Как шелковистая березовая корка превращается в произведение искусства, харьковчане могут увидеть на выставке графики на бересте, открывшейся в Харьковском художественном музее.

Автор выставки — художник-аматор Светлана Клецова. В ее экспозиции — более полусотни графических работ, выполненных на бересте. По специальности Светлана Ивановна — математик-программист, но больше четверти века назад увлеклась берестой и продолжает заниматься этим сложным творчеством. Светлана рисовала с детства, но это были акварели на бумаге, а с берестой она совсем не была знакома. Премудрости рисования на непростом материале осваивала в конце 1980-х годов самостоятельно — без Интернета и почти при отсутствии специальной литературы.

— Сначала у меня ничего не получалось, и сейчас первые кусочки бересты, на которых я пробовала рисовать, выглядят смешно. Но все начинают с азов, и потихоньку я научилась понимать бересту. Училась методом проб и ошибок, а подчас и разочарований. Года через три у меня стали появляться вполне достойные работы, — вспоминает Светлана Ивановна.

Художница обдирала бересту с забора


Березовый материал — не бумага для рисования, которую можно запросто купить в магазине. Светлана Клецова — горожанка, живет на Павловом поле. Чтобы найти бересту, нужно очень постараться, к тому же художница никогда не снимает кору с живых деревьев. Она дает вторую жизнь уже поваленным березам. Часть бересты привозит из села, где живут родственники, но часть ценного материала удается иной раз обнаружить в городе — например, в период, когда в городе пилят деревья. Находки бывают неожиданными.

— Когда строили метро «Ботанический сад», территорию строительства ограждали забором. Ограда была из сосновых досок, а вот столбики, к которым их прибивали, были березовыми, и мы с мужем их обдирали, — признается мастер. — На подготовку материала уходит немало времени. Найти бересту — одна проблема: важно найти подходящий материал. Во-первых, для работы годится береза не всех сортов, во-вторых, хорошая береста должна быть не очень тонкой и не очень толстой. Кроме того, кору с березы очень трудно снять — она как бы приклеена к бревну. Легче снимается кора с сырых, подгнивших и недавно спиленных деревьев, но на мокрой бересте невозможно рисовать: она вязкая или трухлявая, цвет в ней не тот. Правда, я ничего не выбрасываю — складываю в мешок на балконе и жду, когда он подсохнет. Подготовить такую бересту к работе — очень хлопотное дело: ее нужно выпрямить, обработать.

С годами появилась своя манера


Береста — мягкий материал, который хорошо поддается гравировке. Но один из главных секретов творчества на бересте — коричневый пигмент, который должен проявиться после процарапывания коры, поэтому пригодность найденного материала художница сразу пробует ногтем или любыми оказавшимися под рукой острыми предметами — даже ключами от квартиры. С годами Светлана Клецова выработала собственную манеру работы.

—  Моя задача — процарапать, прорисовать рисунок так, чтобы на бересте был виден коричневый след. Поэтому я использую карандаши с очень твердым стержнем, чтобы на бересте не оставался, как на бумаге, черный след, или пользуюсь длинными, около 15 см длиной, колючками канадской акации, — делится автор.

С березами на одной волне


За годы общения с берестой художница научилась понимать особенности березовой коры и относится к ней как к самодостаточному материалу. Чтобы рисунок сочетался с природной живописью и текстурой коры, Светлана Ивановна включает в них и черточки, которые могут быть самыми разными, — светлыми и темно-коричневыми, редко или густо расположенными, а также сучки, которые дают изображению глубину, и бугристые наслоения коры, и черные, будто рубленые топором трещины, которые можно воспринимать как скалистый берег, земную поверхность или каменную кладку стен.

Главная тема работ Светланы Клецовой — православные храмы. Портреты на покрытой штрихами бересте не очень хороши, считает художница, а вот изображения старинных храмов очень уместны. Теме храмов посвящена и экспозиция в музее.

Выставку графики на бересте можно посмотреть до 18 февраля.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей25 марта

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.7235 грн
100 USD 2712.46 грн
100 EUR 2930.81 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи