Шевченковский, Холодногорский и Индустриальный – три из пяти подлежащих переименованию районов Харькова теперь носят другие названия. Общественники считают, что это не декоммунизация, а профанация.

Соответствующее распоряжение о переименованиих харьковский городской голова подписал во вторник, 2 февраля. В результате Дзержинский район стал Шевченковским – в честь Кобзаря. Ленинский район переименован в Холодногорский – в связи с его географическим расположением, а Орджоникидзевский носит имя Индустриальный – в связи с историей возникновения района.

Еще двум районам – Фрунзенскому и Октябрьскому – фактически оставили прежние имена,  но с новой смысловой нагрузкой.

Как объяснил «Вечернему Харькову» ответственный секретарь городской комиссии по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды Харьковского горсовета Алексей Хорошковатый, Октябрьский район буден носить такое же название, но уже не в честь  октябрьской социалистической революции.

– А в честь четырех праздников, которые приходятся на октябрь, – уточнил он. – 14 октября –  День защитника Украины, День украинского казачества и День празднования Покрова Пресвятой Богородицы – одного из главных духовных праздников украинского народа, а также 28 октября – День освобождения Украины от фашистских захватчиков.

Фрунзенский район также остался с прежним названием, но с новым смыслом. Теперь он носит не имя военачальника времен Гражданской войны 1918-1922 годов Михаила Васильевича Фрунзе, а уроженца Харькова – Тимура Михайловича Фрунзе.

– Это Герой Советского Союза, летчик-истребитель, который родился в Харькове и погиб во время Второй мировой войны 1939-1945 годов, – уточнил Алексей Хорошковатый.

К слову, петиция с такими же вариантами переименований была подана  городскому голове в первых числах декабря прошлого года харьковчанином Игорем Дуняковым. На сегодняшний день она набрала 1003 подписи и уже получила ответ мэра: «Городская комиссия по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды на своем заседании 28.12.2015 г. рассмотрела вопрос переименования районов. По результатам рассмотрения были поддержаны варианты наименования районов, которые совпадают с вашими предложениями».

Между тем Харьковской топонимической группе новые имена пришлись не по вкусу.

– Во-первых, – говорит историк, координатор Харьковской топонимической группы Мария Тахтаулова. – Тимур Михайлович Фрунзе – это сын Михаила Васильевича Фрунзе. Но дело даже не в этом, а в том что он жил в Харькове лишь в младенчестве, остальная его жизнь прошла вне нашего города. Да, он был Героем Советского Союза и погиб, но – не в небе над Харьковом. Разве у нас в Харькове нет людей, которые имеют большее отношение к городу? По нашему мнению, Фрунзенский район должен называться Немышлянским.

Не во всем согласны общественники и с сохранением названия Октябрьскому району. Название в принципе устраивает, хотя и переименован он, по мнению общественников, не по-европейски.

– Не должно быть перепосвящения – должно быть переименование, иначе это противоречит закону о декоммунизации, – считает Мария Тахтаулова. – Ни в одной европейской стране нет традиции называть административные районы именами – это чисто «совковый» подход. В том же Лондоне вы не найдете Шекспировского района. Я ничего не имею против Тараса Григорьевича, но если мы идем в Европу – то это не самый лучший вариант.

Общественники предлагали множество альтернативных вариантов Дзержинскому району, одним из ключевых был Саржинский – по названию реки Саржинка, которая протекает фактически через весь район. Были также варианты – Университетский, Нагорный.

– В принципе переименование районов – это наиболее дискуссионный вопрос. Возвращение исторических названий хорошо, но исторические границы не соответствуют нынешним. Тот же Дзержинский может быть и Алексеевским, и Павловским, и Павловопольским, – подчеркивает Мария Тахтаулова. – В Епропе, например, широко используется нумерация районов. 

А вот переименование Ленинского в Холодногорский неоднозначно восприняли местные жители. 

– Люди писали нам, что это больше Лысая Гора, чем Холодная, – говорит Мария Тахтаулова.

Помимо пяти районов 2 февраля сменили названия и 48 улиц.