Первый экспонат, который принесли Марине Савчук на реставрацию, пережил оккупацию Харькова. С этой куклы у нее начала собираться уникальная коллекция.

Некоторые экспонаты приносят люди


— Антикварными куклами я заинтересовалась лет пять назад, — вспоминает Марина Савчук. — Раньше занималась авторской куклой, делала мишек Тэдди, но теперь моя любовь — антикварные куклы. Эта любовь возникла неожиданно. Однажды женщина принесла мне совершенно разбитую куклу Дунаевской мануфактурной фабрики. Женщина рассказала, что во время оккупации Харькова пряталась с игрушечной Соней от бомбардировок, потом платьице любимой куклы пошло на кисеты для советских солдат. Соня была в плачевном состоянии: ее тельце было раздавлено, голова треснула в нескольких местах, на ручках не было пальцев. Она выглядела такой несчастной! Начала читать профильную литературу, что-то увидела в Интернете, о чем-то расспросила знающих людей. Так и начала реставрировать куклы, одевать их и обувать сообразно моде эпохи, в которой они жили. Потихоньку собралась коллекция. Кукла Лиза в ней — самая любимая — за то, что над ней мне пришлось потрудиться, пожалуй, больше всего. Лиза — как неблагополучный ребенок, которого любишь больше остальных детей. Я множество раз ее разбирала и собирала, клеила, и, наконец, привела в порядок.

За несколько лет Марина Савчук собрала коллекцию из десятков антикварных кукол. Некоторые экземпляры находит на барахолке, часть приобретены на аукционах, кое-какие старинные игрушки принесли харьковчане.

Старинные куклы умеют двигаться


Марина Савчук собирает очень возрастных кукол — эти игрушки появились на свет в ХIХ — начале ХХ века. Возраст самого «взрослого» экспоната по имени Амели — 130 лет, самому «молоденькому» стукнуло 90. Их создавали знаменитые мастера и фирмы Франции (в коллекции немало кукол известной фирмы «Арман Марсель»), Германии, Голландии. Старинные куклы — не чета нынешней китайской штамповке из дешевого пластика. Их авторы старались подойти к рождению своих произведений очень творчески. Изысканные головки антикварных кукол сделаны из фарфора, глаза — из стекла, тела — из композита или дерева. Как ни парадоксально для живущих в ХХI веке, но эти куклы технически совершенны: у всех игрушечных леди в коллекции Марины Савчук шарнирные тела — у них сгибаются ручки и ножки, они могут принимать разные позы. Хорошо продуманная конструкция позволяет им стоять на ножках без всякой опоры.

К слову, в коллекции есть немецкая кукла 1901 года под названием «Воздушный поцелуй».

— Кукла ходячая: когда ведешь ее, специальный механизм внутри приводит в движение голову и ручки: одну ручку она подносит к лицу, посылая воздушный поцелуй, — демонстрирует реставратор.

Прически игрушек ХIХ века тоже сделаны на совесть. На одной из кукол, рожденных в далеком 1895 году, рассказывает Марина Савчук, сохранились натуральные человеческие волосы. С годами они стали сухими и жесткими, немного спутались, но причесать их нельзя, чтобы не навредить парику.

Многих кукол приходится одевать заново


Куклы, которыми играли малыши больше сотни лет назад, до сих пор выглядят ухоженными. Коллекционер старается сохранить изделия и их наряды в том виде, в котором их создали мастера. Часть кукол щеголяет в антикварных ботиночках из тонкой натуральной кожи, изящных нарядах с брошами, удивительными кружевами, роскошным шитьем мастериц-белошвеек, ручной вышивкой и крошечным бисером. Если одежду и обувь никак нельзя реставрировать, коллекционер одевает и обувает кукол сама, при этом непременно следует тогдашней моде.

Часть кукол безымянны — хозяйка знает их лишь по названиям фирм, которые их изготовили. Но самым любимым лялькам коллекционер дает имена, причем под стать их эпохе и статусу, например — Эвелина, Клер.

Большинство кукол в коллекции — девчонки, но есть и мальчики. Одного из них зовут Морячок — забавного парнишку в матроске создал известный французский мастер в далеком 1900 году. К слову, в коллекции у Морячка есть парочка — веселая французская Морячка.