Без вины виноватые – из-за неправильного подключения к сети двум семьям, проживающим в частном доме в Холодногорском районе, без предупреждения отключили электричество.
Десять дней люди прожили без света – у энергетиков не оказалось ни проводов, ни столба, ни даже бензина, чтобы возобновить подачу электроэнергии.Бывший военный Сергей Медзаковский с семьей живет в частном доме по улице Котлова, 213а. Дом – на два хозяина, сосед Сергея – тоже военный. Собственниками жилья они стали в 1996 году – до этого дом был на балансе железной дороги, соответственно, и электричеством питался от ее сетей.
– В 1997 году по обращению железнодорожников нас переподключили к сетям «Харьковоблэнерго». Мы заключили договор, получили лицевые счета и поставили счетчики на дом – как положено. С тех пор добросовестно платим за электроэнергию «Харьковоблэнерго», – рассказывает Сергей.
И вдруг 8 февраля в семь часов вечера свет в доме погас.
– Глянули – из всех домов на улице только мы без света. Я позвонил в Холодногорскую РЭС, диспетчер сообщил: «Вас отключили по команде «Харьковоблэнерго». Почему без предупреждения? – недоумевает Сергей. – Утром едем с соседом в абонентский отдел облэнерго. Там, проверив по компьютеру, подтвердили, что платим мы исправно и претензий к нам нет. Прояснил ситуацию начальник абонотдела: оказывается, нам «отрезали» свет из-за неправильного подключения: вроде бы наш дом был подсоединен к кабелю юрлица. Но откуда нам, жильцам, знать такие тонкости? Я говорю: «Подключите нас правильно и возобновите поставку электроэнергии – мы же договор не нарушали».
По словам Сергея, вскоре приехали электрики с вышкой и установили на столб, который находится на расстоянии 250 метров от его дома, два счетчика.
– И предложили нам самим купить провода, чтобы протянуть их к дому, – делится Сергей. – Я спрашиваю: дом здесь, а счетчик – за 250 метров, никем не охраняемый? Как я могу за ним следить? А ведь в договоре написано, что мы несем ответственность за него. К тому же откуда я знаю, может, счетчик кто-то «подкрутит», как я проверю? Или кому-то придет в голову просто выключить тумблер – и я среди ночи буду бежать к столбу включать свет. Предложил перевесить счетчики ближе к нашему дому, но мне сказали, что это уже не столб облэнерго.
После многочисленных попыток попасть на прием к руководству харьковских энергетиков 12 февраля Сергей с соседом написал заявление в «Харьковоблэнерго» с просьбой восстановить электроэнергию согласно договору. А также направили письмо в горсовет с просьбой о помощи.
Пришлось писать расписки, что претензий не имеют
Десять дней две семьи просидели без света.
– С нами проживает маленький внук, которому скоро исполнится три года. А мы даже воду подогреть не можем без электроэнергии. Чтобы согреться — топили камин. А подсвечивали автомобильными лампами, заряжая аккумуляторы у соседей, – рассказывает Сергей.
К электричеству дом подключили только 18 февраля – после того как жильцы сами купили 250 метров провода, вкопали дополнительный столб поближе к дому и... снабдили мобильную бригаду электриков бензином.
– Нам сказали: «Будут провода, будет крепеж – звоните». Купили – позвонили. Говорят, хорошо, бригада есть, но выехать не могут – надо 20 литров бензина. Мы пообещали, что бензин дадим. Тогда бригада приехала, протянула провода к столбу, который мы вкопали, перевесили на него счетчики, забрали бензин и уехали, заручившись распиской, что мы претензий не имеем. А от столба к дому две пары проводов мы уже тянули сами, – рассказывает Сергей. – Хорошо, что мы – мужики, а если бы тут жила какая-нибудь старушка – так бы и померла без света? Как бы она своими силами вкапывала новый столб и тянула провода?
Теперь жильцам предстоит перезаключить с облэнерго договора. Но и тут не обошлось без проблем.
– Я приехал в облэнерго, но, оказывается, мало заключить договор только со мной. Нужно еще предоставить ксерокопии паспортов всех хозяев нашей половины дома – жены и двух сыновей – с расписками, что они не возражают. А у меня сыновья работают в другой стране. Как получить ксерокопии их документов и автографы? – озадачился Сергей. – Буду теперь созваниваться, чтобы выслали по электронке. И в понедельник – снова к энергетикам. У соседа ситуация аналогичная.
Энергетики увиливают от ответа
В АК «Харьковоблэнерго» ситуацию прокомментировали весьма скупо: мол, случай сложный – разбираемся. Что касается установки счетчиков на столбах прямо на улице – заверили, что в частном секторе это распространенная практика (чтобы обеспечить свободный доступ инспектора к прибору учета) и ничего страшного в этом нет. В этом случае потребитель ответственность за прибор не несет.
А вот вопросы относительно приобретения проводов, установки столбов и даже обеспечения бензином сотрудников облэнерго за счет потребителя так и остались без ответа.
«Вечерний Харьков» рассчитывает в ближайшее время получить более детальную информацию от «Харьковоблэнерго».