Кто-то страстно предан своей кошке, кто-то стал рабом заработков, а кто-то — заложником войны. Когда зависимость становится опасной, исследуют участники выставочного проекта «Транс-люди. Состояние не-безопасности», который открылся в ЕрмиловЦентре.

Проект объединил 17 художников из разных стран — Украины, России, Австралии, Норвегии.

– Тема выставки — состояние небезопасности. Речь о том, что современный человек на своем пути сталкивается с массой всевозможных ограничений, препятствий и вмешательств в его жизнь. Они могут быть и внутренними, и внешними: оккупация, интервенция, вторжение работодателей в личное пространство человека или действий государства, которые сказываются на людских судьбах, — рассказывает руководитель проекта Наталия Иванова. — Государство и многие институции внушают, что самое главное для нас — безопасность, на самом деле это не так. Проект исследует, могут ли сейчас люди находиться в состоянии безопасности, как человек реагирует то, что вокруг него происходит. На выставке есть коллажи бывшей выпускницы ХНУ имени В.Н. Каразина Юлии Голуб, которые она сопровождает текстом о том, насколько в современном человеке смешиваются две жизни — реальная и виртуальная: как на нашу жизнь влияют социальные сети, где мы начинаем презентовать себя, преподносить в каком-то образе, фотошопить, а потом жить параллельной жизнью, которая вмешивается в нашу настоящую жизнь и влияет на поступки и действия. Австралийская художница Дебби Хюсманс предоставила на выставку серию фотографий о гастарбайтерах в Москве: она каждый день проходила мимо и видела, как наемные работники стояли в ожидании автобуса, который повезет их на работу. Художница запечатлела их зависимость от автобуса, их переживания. Художник из Москвы Дмитрий Венков сделал видео о сносе памятника Ленину в Киеве год назад под названием «Кризис», имея в виду не только формальный снос монумента, но и переломный момент в стране и в переживаниях людей.

Работы на выставке очень разноплановые. Москвичка Варвара Геворгизова, например, призывает хозяев котов устроить оригинальный флеш-моб — воспользоваться лотками Мурзиков для собственных туалетных нужд. «Писайте, — говорится в призыве Варвары. — Эти твари подчинили нас своим физиологическим процессам, и пора дать им решительный отпор. Это приведет к взаимной эмансипации котов от людей, а людей от котов». Варвара даже представила на выставку видео, где она наглядно демонстрирует, как пользоваться кошачьим горшком. В кадр попали и изумленные коты, которые стали свидетелями наглого покушения на их имущество.

— На самом деле эта работа шуточная. Я котов очень люблю и вижу их ценность в нашей жизни, — делится Варвара. — Но взаимодействие в одном пространстве с домашними животными приводит к взаимопорабощению: коты порабощают хозяина через свои нужды, при этом они тоже от нас тоже зависят. Мы подчиняем себе котов из соображений собственного удобства: нам удобнее, если они кастрированы, если они сидят взаперти и не выходят на улицу, вынуждаем к ласкам тогда, когда им не хочется. Необходимо преодолевать какие-то какие-то обязательные и кажущиеся всем абсолютно логичными схемы поведения, а в своем видео я предлагаю микрореволюцию.

Алевтина Кахидзе приехала на презентацию выставку из Киевской области. Она родом из Донецкой области и представила необычный литературный перфоманс — прочла записанные ею короткие телефонные разговоры с мамой, которая оказалась в эпицентре боевых действий.

— Я реконструировала около сорока минут наших телефонных разговоров. Я читала мамины слова, а участники перформанса читали мои вопросы маме. Во время перформанса я находилась в другом помещении, и участники могли слышать только мой голос. Мама звонила с кладбища, потому что только оттуда была мобильная связь, — говорит Алевтина. — Мы просто с ней общались, и я понимала, что мне нужно обязательно прожить эту войну вместе с ней.

Выставка завершит работу 6 марта.