Культура

  • 594
  •  / 

Женщины-режиссеры выбирают своей темой любовь

Женщины-режиссеры выбирают своей темой любовь
Настоящей женщине некогда размышлять о логике. Она сначала покупает пуговицы, потом ломает голову, куда бы их пришить, хватается за все сразу, устраивая настоящий бедлам.
О том, может ли женщина-режиссер из хаоса сделать конфетку и есть ли место слабому полу в мужской профессии, мы поговорили с преподавателем кафедры режиссуры и актерского мастерства Харьковской государственной академии культуры Владимиром Гориславцем.

— В СССР до 1950-х годов бытовала поговорка: «Курица — не птица, женщина — не режиссер», — рассказывает Владимир Гориславец. — Это расхожее мнение сломала актриса, режиссер, искусствовед, педагог Мария Кнебель. Она собрала всю систему Станиславского в современное поле восприятия, и после нее все меньше стали говорить о несоответствии женщин и этой профессии. В 1960–1970-е годы стала уверенно появляться женская режиссура — в частности, Лариса Шепитько сняла свой первый фильм «Восхождение». В те годы режиссеры-женщины были действительно мужланистыми, с солдатскими манерами и мужской походкой. Но в ХХI веке в театре и кино становится все больше женщин-драматургов, режиссеров и даже — несмотря на тяжеленные камеры — женщин-операторов. При этом о мужских качествах речь не идет — они женственны, очаровательны и убедительны. Типичный пример — Оксана Дмитриева в нашем театре кукол: она невероятно нежная и женственная, причем у нее что ни спектакль — то открытие.

Женщина из хаоса может сделать конфетку


— Типичный для характеристики женщин пример. Моя жена купила в уцененном магазине большие зеленые пуговицы, которые ей очень понравились, и только потом стала придумывать, к ним платье. С мужской точки зрения, это абсолютно невозможно и нелогично. Мне кажется, этот принцип исходит от правого полушария, и женщина даже не совсем понимает, что она делает. Ее волнуют скрытые от мужчин вещи — внутренняя музыка, темпоритм. Интересоваться перед работой у женщины-режиссера задачами, которые она перед собой ставит, бесполезно, — считает Владимир Гориславец. — Она может построить спектакль чудесным для мужчины способом, создавая некий хаос во время репетиций. Это очень интересный процесс. Подобное  можно наблюдать на кухне, когда мужчина и женщина вместе готовят. Мужчина сначала чистит картошечку, потом луковичку, затем морковочку. А женщина все делает одновременно: чистит картошку, разговаривает по телефону, колышет ногой люльку с ребенком, бегает на балкон целоваться с любовником. К ней на кухню заходить нельзя — там полный беспорядок, зато через час можно только поражаться тому, как ей удается создать огромное количество блюд. Женщина как бы сжимает время — создает искусственный хаос.
Этот принцип, по мнению Владимира Гориславца, переносится и на процесс создания спектакля или фильма. Когда женщина создает спектакль или фильм, не стоит опасаться, что работа в результате провалится или что артисты  восстанут. Женщины по своей природе не желают вдаваться в теоретические рассуждения. Они создают такое поле изобретательства, в котором каким-то образом соединяются музыка, ритм, цвет, а логика приходит потом — вторым путем. Спектакль может какое-то время идти и казаться нелогичным, лишенным структуры, а потом все это обретется, потому что в женских спектаклях есть некий внутренний темпоритм, ощущение внутренней пружины в котором и заключается талант в любой профессии.

Она прибирает к рукам всю мужскую информацию


Женщин по-прежнему учат режиссуре мужским, левополушарным способом — логическим путем.

— Я считаю, что нам, мужчинам, учить женщину — только портить, — говорит Владимир Гориславец. — Если мы учим будущих режиссеров-женщин идти логическим путем, они становятся мужеподобными — с солдатскими манерами. Если студентка — одаренный человек, ее лучше не трогать, а просто помогать работать. На моем курсе училась Елена Гайдукова. Недавно она поставила в театре имени Франко в Киеве спектакль. Ей было непросто, но она перемонтировала пьесу, сменив и художников, и два состава актеров. В нее поверили, результат получился очень необычным, и сейчас на поставленный Еленой спектакль нет билетов на полгода вперед.

Как правило, работающие в режиссуре представительницы прекрасной половины человечества выбирают своей темой любовь, и это не случайно.

— Женщина — профессионал в любви, она и любит лучше, чем мужчина. Мужчина только рассказывает о своей любви, но у него нет такой палитры чувств для восприятия, — уверяет наш эксперт. — Но чтобы женщина стала талантливым режиссером, она должна быть любима. У нее очень много энергии: она может родить 13 детей и воспитывать 14-го ребенка — мужа. Если у женщины не будет крепкого тыла, мужчины, которого она любит, у нее снесет крышу. От мужчины женщина получает информацию, которую он кропотливо добывает по крохам: читает, изучает, размышляет, анализирует. Мужчина несовершенен: он постоянно ищет места, где еще не ступала нога человека, собирает все новое по крупицам, поэтому он незащищен. А женщина после ночи любви с мужчиной уже владеет всей его информацией — она уносит с собой все, что он добывал. Она как-то по-хозяйски умеет выстроить то, что уже наработано в искусстве, подытожить все, что собрано в профессии.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей3 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.037 грн
100 USD 2589.87 грн
100 EUR 2756.14 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи