Двум настенным росписям, принадлежащим кисти известного советского художника Евгения Лансаре, брата художницы Зинаиды Серебряковой, удалось избежать уничтожения.

Более того, чиновники хотят присвоить им статус памятника искусства советского периода.

Речь идет о двух росписях в фойе Центрального дома культуры и техники ЮЖД (улица Котлова), которые в 1932 году написал Евгений Лансаре. Площадь каждой картины — 40 квадратных метров, панно висят друг напротив друга. Одна работа называется «Партизаны Кавказа приветствуют Красную Армию» (на ней изображены буденовцы с красным флагом). На другой картине, представляющей «Встречу комсомольцев с крестьянами Крыма», комсомольцы передают крестьянам книгу Владимира Ленина. Живописи относятся к направлению соцреализма, поэтому администрация ДК «Железнодорожник» посчитала их пропагандистскими. Но искусствоведы вступились за эти картины. По их мнению, Лансаре ставил своей задачей не популяризацию советской власти и коммунизма, а воспевание красоты природы Крыма и Кавказа.

— Принятый в прошлом году закон «О декоммунизации» не распространяется на художественные произведения — тогда бы нам пришлось вычистить половину художественных фондов, — отмечает директор Харьковского отделения Украинского этнологического центра Института искусствознания, фольклористики и этнологии имени М.Т. Рыльского НАНУ Михаил Красиков.

Евгений Лансаре — крупный художник, а его панно в Харькове — единственные монументальные работы в Украине (остальные в России), говорят специалисты. Из его картин в фонде Харьковского художественного музея хранится лишь «Портрет девочки Айсорки» (1925 г).
 
— Росписи были выполнены в 1930-е, то есть являются родными для интерьера. Несколько лет назад их отреставрировали специалисты из Худпрома, тогда же был поднят вопрос о необходимости их занесения в реестр культурных ценностей. Было несколько обсуждений, и все сошлись во мнении, что ничего особо коммунистического в их содержании нет — это монументальные пейзажи со стаффажем. Мнения о художественности в исполнении расходились, но признавалась историко-культурная значимость. В результате панно официально занесены в реестр культурных ценностей, — добавляет искусствовед, доцент кафедры теории и истории искусства Харьковской государственной академии дизайна и искусства Андрей Корнев.

Кстати, к двум злополучным панно в ДК «Железнодорожник» судьба изначально не благоволила. Как только художник закончил над ними работу, они не понравились госслужащим: на картинах отсутствовали фигуры Ленина и Сталина, а сюжет, хотя и был на коммунистическую тематику, но на довольно отвлеченную. Во время Второй мировой войны здание ДК пострадало, и по росписям пошли трещины. В 1950-е годы панно решили прикрыть другими картинами — уже с фигурами Ленина (в окружении пионеров) и генсека КПСС Никиты Хрущева (с колхозниками). Правда, до сих пор неизвестно, кисти каких художников принадлежали те работы. Чуть позже картины-ширмы сняли — дальнейшая судьба их неизвестна, а панно Лансаре снова оказались на виду.

В 1970-е тогдашний директор Харьковского художественного музея Николай Работягов вместе с приглашенными московскими реставраторами пытался восстановить монументальную живопись Евгения Лансаре.
 
— К сожалению, реставрация была сделана неквалифицированно — тонировка, цвет не совпадали, внешний вид панно был неудовлетворительным, — отмечает художник-реставратор (в том числе и этих панно), доцент кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусства Вячеслав Шулика.

В конце 1970-х — в начале 1980-х годов росписи снова закрыли другими картинами. И лишь в 2011 году в преддверии Евро-2012 Южная железная дорога выделила средства на реставрацию картин. А осенью 2015 года после принятия закона «О декоммунизации» встал вопрос: подпадают ли картины художника под запрет или нет?
 
— В законе есть положение: произведение искусства не подлежит декоммунизации, если оно имеет художественную и историческую ценность. Здесь историческая ценность имеется — это росписи известного художника, причем единственная сохранившаяся в Харькове монументальная живопись 1930-х годов — очень интересного периода художественной жизни. Кроме работ Лансаре, все другие были уничтожены. Например, монументальные росписи Михаила Бойчука уничтожили, поскольку художник был репрессирован в 1937 году. Росписи сделаны профессионально, композиции оригинальны. Панно были специально разработаны для ДК, это не переписка. А еще в них присутствуют впечатления и восприятие Лансаре художников Ренессанса — внук Лансаре рассказывал, что теплая цветовая гамма на панно была позаимствована у художников Возрождения, — объясняет Вячеслав Шулика.

Чтобы росписи не смущали больше коммунистической символикой, реставратор предлагает разместить возле них аннотации с указанием, что данные работы — не пропаганда советской власти, а росписи интересного именитого художника и нашего соотечественника (Евгений Лансаре прожил в своем имении под Харьковом большую часть жизни).
 
Чиновники в итоге решили сохранить монументальные росписи Евгения Лансаре. Более того, в конце марта на совете по охране культурного наследия будет рассмотрен вопрос о присвоении им статуса «памятник искусства советского периода». Тогда уникальную живопись нельзя будет уничтожить — она будет под охраной государства.

По заверению директора Департамента культуры и туризма Харьковской ОГА Олега Яцыны, документы, необходимые для внесения в Госреестр двух харьковских росписей Лансаре, уже готовы.

Кстати, о том, что росписи Евгения Лансаре были под угрозой уничтожения, семье художника, которая сейчас проживает в Москве, не сообщали.

— Мы надеялись, что наших сил будет достаточно, чтобы образумить чиновников, — пояснил Михаил Красиков.