145 лет назад родилась гениальная украинская поэтесса Леся Украинка. Говорят, чем светлее и талантливее человек, тем больше испытывает его судьба.
Ларису, дочь Петра Антоновича и Ольги Петровны Косач, испытания ждали с момента рождения. Малышка тяжело захворала. Боясь, что дочка погибнет, отец оставил служебные дела, взял отпуск. Дома тщательно выполнял все назначения врачей. И добился, что девочка пошла на поправку. В семье ее ласково звали Лесей. А еще — Зеей, Зеичкой…— Нежные шутливые прозвища были и у ее трех сестер и двух братьев. Детей любили, ласкали и… воспитывали — как и полагается в настоящей украинской семье, — рассказывает исследователь жизни и творчества Леси Украинки, научный сотрудник Института литературы имени Т.Г. Шевченко Национальной академии наук Украины Алла Дыба.
— Известно, что полесские легенды о мавках Леся Украинка впервые услышала в детстве от своей мамы. И потом лунной ночью тайком бегала в лес, чтобы увидеть загадочную Мавку. Об этом поэтесса вспоминала после создания «Лісової пісні» в письме к Ольге Петровне. Кажется, о материнском влиянии на Лесю Украинку всегда говорят чаще, чем об отцовском…
— Естественно, ведь Олена Пчилка (литературный псевдоним Ольги Косач) вошла в историю украинской культуры как известный этнограф, литератор, педагог. Но было бы несправедливым преуменьшать роль отца — Петра Антоновича. Все книги Леси Украинки и Олены Пчилки при их жизни были изданы за его деньги. Как и песенные сборники Миколы Лысенко — ближайшего друга Петра Косача. Он помогал семье политэмигранта Михаила Драгоманова — брата Олены Пчилки. И это в пору гонений имперских властей на «украинофилов», на украинский язык и культуру. Конечно, Петр Антонович рисковал карьерой — а он был юрист, председатель съезда мировых посредников, предводитель дворянства. И очень добрый человек. Петр Антонович нежно любил жену и детей. Но особенно ласков и заботлив был с Лесей. Он первым почувствовал и оценил ее талант.
— Они ведь были похожи внешне?
— Очень! И не только внешне — Леся унаследовала от отца черты его характера: терпеливость, толерантность, добросердечность. Люди, близко знавшие Лесю Украинку и слышавшие ее фортепианные импровизации, считали, что она могла бы стать выдающимся музыкантом. Поэтический дар у нее соседствовал с абсолютным музыкальным слухом. Но в десять лет Леся заболела костным туберкулезом, вскоре ей удалили косточки на левой руке. О том, чтобы стать пианисткой, речи быть не могло. Стойкость, с которой она переносила болезнь, мучительные процедуры, поражала окружающих. «У меня при этой операции пациенты-мужчины медведями ревут, а тут слабая женщина стиснула зубы и молчит», — удивлялся киевский профессор, делавший Лесе крайне болезненный укол в ногу.
Так же стойко переносила поэтесса душевные травмы. «Лесиного горя не видел никто, — у нее было надежное лекарство от смертельных ран — «крепче прижать железный панцирь, чтобы унять кровь», — вспоминала Людмила Старицкая, старшая дочь известного драматурга и ближайшая подруга Леси Украинки. Именно ей поэтесса однажды рассказала, как в детстве играла со своим старшим братом в рыцарские турниры: «Привлекал ее всегда не тот гордый и удачливый победитель, который, одолев противника, приставлял копье к его груди. Нет! Ее влек побежденный, который, почувствовав у сердца острие вражеского копья, не сдается, а твердо отвечает: «Убей — не сдамся»… Это стало лозунгом ее жизни».
— Практически всю семью Косачей в советское время репрессировали?
— Да. Лишь чудом удалось выжить в лагерях сестре Леси Изидоре и по счастливому стечению обстоятельств избежал ареста муж поэтессы Климент Квитка. Сестры Старицкие в 1941-м были спешно вывезены в Казахстан. Людмилу выбросили на ходу из вагона в степь, а ее младшая сестра Оксана умерла уже в лагере. Там же, в Казахстане, погиб и выдающийся ученый-полиглот Агатангел Крымский, с которым дружила Леся Украинка. Это называлось «эвакуация украинской интеллигенции»…
— Леся Украинка как-то сказала, что ведет 30-летнюю войну с туберкулезом. Почти столько же лет она сражалась с украинофобами, которые считали, что нельзя на «малороссийском наречии» писать драматические произведения. И, сгорая, творила шедевры. Можно только представить, сколько еще она могла бы создать, если бы была здорова.
— Она выполняла свою миссию. В письмах к близким людям Леся признавалась, что отрывки будущих произведений словно диктуются ей свыше…