После посещения «Игроленда» в одном из ТРЦ на Салтовке девочка осталась без трех зубов.

Кто отвечает за безопасность ребенка в детских развлекательных комплексах и что делать, если ЧП все же произошло — выяснял «Вечерний Харьков».

В редакцию «Вечернего Харькова» обратилась мама 13-летней девочки, которая получила травму лица в «Игроленде» ТРЦ «Караван».

— Вшестером с одноклассниками они пришли в «Игроленд», чтобы поучаствовать в лазерной игре «Штурм». Действие разворачивается в абсолютно темном лабиринте. Детей разделили на две команды, надели жилеты со светящимися лампочками и выдали лазерные пистолеты. Когда выстрел попадает в одного из участников — лампочки на его жилете гаснут, и он становится практически невидимым, — рассказывает Нина. — Когда луч лазера попал в Машу — ее святящийся жилет погас. И в этот момент в кромешной темноте на нее налетает один из участников игры — кровь, разбитые губы и три выбитых передних зуба (два верхних и один нижний). Дети испугались и убежали в туалет, где Маша смыла кровь.

Потом еще десять минут девочка рыдала, сидя на диване в «Игроленде», но никто из сотрудников, по словам ее мамы, не обратил на это внимание — не поинтересовался, что произошло, не оказал помощь, не позвонил родителям. Родители узнали о случившемся, лишь когда позвонили дочери, чтобы узнать, как у нее дела.

— Я не могла оставить полугодовалого ребенка, а муж был на работе. Поэтому в торговый центр поехали бабушка с дедушкой, — рассказывает Нина, мама пострадавшей девочки. — Вызвали полицию, скорую помощь и обратились к сотрудникам «Игроленда». Однако те только руками развели: мол, мы за детей не в ответе — ответственность за их безопасность несут родители. Мы написали заявление в полицию. Пока ждали скорую, в этом же «Игроленде» пострадал мальчик, получив сильный удар пистолетом в челюстно-лицевую кость. Так что приехали сразу две машины медиков: мальчика осмотрели на месте, а Машу забрали в 1-ю ГКБ к челюстно-лицевому хирургу.

По словам Нины, сотрудники детского развлекательного комплекса сначала отрицали, что инцидент произошел именно у них. Мол, за два часа (которые минули с момента травмы) она могла травмироваться где угодно. Но полиция изъяла записи камер видеонаблюдения, из которых станет ясно, где именно ребенок лишился зубов. Причем, как отмечает женщина, инструктажа по безопасности перед началом игрового сеанса с детьми не проводилось.

— Только когда приехала полиция, сотрудники центра поймали одну из девочек и заставили подписать бумажку, что они прослушали инструктаж, — утверждает Нина. — Кто же все-таки несет ответственность за безопасность детей? И проверяет ли кто-то на безопасность детские игровые комплексы?

В щелях притаились вирусы?


Кроме того, пап и мам маленьких харьковчан беспокоит вопрос санитарно-гигиенического состояния игровых комнат в торгово-развлекательных центрах.

— Каждый раз после таких развлечений на следующий день у сына обязательно появляются сопли, кашель, температура. Я уже боюсь туда ребенка водить, — говорит Татьяна, мама пятилетнего Жоры. — К тому же родителей во многие игровые комнаты не пускают, и что происходит с ребенком — я попросту не вижу из-за множества игровых элементов. Однажды он вылетел оттуда с воплем — оказалось, что какая-то девочка прокусила ему бок!

А вот бабушка восьмилетнего Антона залезла-таки в детский лабиринт и… была шокирована.

— Полнейшая антисанитария! — ужаснулась она. — Во всех щелях и углах — грязь. Интересно, эти аттракционы когда-нибудь моют? В идеале они вообще нуждаются в регулярной обработке какими-то дезинфицирующими средствами, поскольку находятся в закрытом непроветриваемом помещении. Санстанция там хоть раз смывы делала?

Родители подписывают документ об ответственности


По словам директора департамента маркетинга сети развлекательных комплексов «Игроленд» Нели Захаркиной, по факту получения травмы 13-летней девочкой для полиции ими было составлено пояснение.

— Мы сообщили, что детям по процедуре был проведен инструктаж, как себя вести, как играть, что опасно, что безопасно, — уточняет она. — Что касается присутствия родителей, то правилами посещения аттракциона «Лабиринт» предусмотрено, что детей до четырех лет без родителей вообще не пускают. Дети постарше могут находиться там как в присутствии родителей, так и под присмотром нашего сотрудника.

В «Игроленде» хоть и признают, что дети порой травмируются, однако настаивают: ответственность за безопасность ребенка несут родители.

— Наши баррикады сделаны из мягкого и нетравмоопасного материала, удариться об него невозможно, — говорит администратор коллективных мероприятий «Игроленда» в «Караване» Андрей Жданов. — Если и случаются травмы — то дети наносят их себе сами, мы не можем за этим уследить. Например, при игре в «Штурм» сеанс длится 30 минут. Дети бегают в затемненном помещении с пистолетами и, разогнавшись, могут налететь друг на друга. В основном травмы происходят из-за пластмассового пистолета. Но родители подписывают документ, что берут на себя ответственность за детей, которые находятся в «Штурме». Если дети пришли без родителей — тут уж мы ничего сделать не можем.

При этом он заверяет, что травмы у них случаются редко.

— Я работаю около года, и на моей памяти, помимо этих двух случаев, еще было не более двух. Тогда дети столкнулись и упали, обошлось без травм, — говорит Андрей.

Кроме того, администрация комплекса утверждает, что ежедневно перед открытием проводится уборка всего помещения.

— Кроме того, по графику проводится генеральная уборка с дезинфекцией, — говорит Неля Захаркина. — А поскольку проветривание устроить невозможно — окон нет, предусмотрена система кондиционирования и очистки воздуха.

Кто отвечает за безопасность ребенка?


И все же перекладывать на родителей ответственность на игровых комплексах, по мнению специалистов, неправильно.

— Согласно Гражданскому кодексу Украины, ответственность за безопасность ребенка на территории развлекательного комплекса несет та организация, которой принадлежит этот комплекс, — подчеркивает руководитель Юридической клиники НЮУ им. Ярослава Мудрого Виктор Янишен. — В случае возникновения конфликтной ситуации родители имеют право написать претензию руководству этого заведения с требованием материальной и моральной компенсации. Если она не будет удовлетворена — можно обращаться в суд.

— Если поднять их договор аренды — наверняка там все это прописано, — добавляет правозащитник Юрий Чумак.

Между тем контролирующие органы проверку детских игровых комплексов сейчас не проводят. Могут лишь нагрянуть по заявлению граждан.

— На плановые проверки действует мораторий, — говорит начальник ГУ Гоструда в Харьковской области (ему переданы функции Госпромнадзора) Елена Назаренко. — Но если граждане обратятся к нам с заявлением, желательно — и с медицинской справкой в качестве подтверждения, что ребенок получил травму, мы обязательно проверим такую площадку на предмет безопасности.

— Мы такими проверками не занимаемся. И соответствующих жалоб от людей не поступало, — сообщили в Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области. — Если будет заявление и в Киеве посчитают, что данный вопрос входит в полномочия инспекции, и дадут добро на проведение проверки, мы ее проведем.