Здоровье

Нервные клетки победят ожирение

Ученые из американского университета Джона Хопкинса обнаружили у мышей нервные клетки, которые отвечают за подавление желания есть.
Как утверждают исследователи, результаты работы могут помочь разработать новые методы борьбы с ожирением.

«Когда обнаруженные нами клетки мозга возбуждаются и посылают сигналы, наши лабораторные мыши прекращают есть, — рассказал Ричард Хьюганир (Richard Huganir), один из авторов исследования. — Эти сигналы как бы говорят, что животное сыто».

Ранее ученые исследовали белки, которые усиливают или ослабляют связи между нейронными клетками. Они обратили внимание на фермент OGT — биологический катализатор, который участвует в метаболических путях инсулина и глюкозы. Фермент присоединяет молекулу N-ацетилглюкозамина, являющегося производным сахара, к белкам, изменяя свойства последних.

Для того чтобы узнать, какие функции OGT выполняет в головном мозге, ученые нокаутировали ген, отвечающий за синтез фермента в нейронах гиппокампа и коры головного мозга у мышей. Через три недели после этого животные в два раза прибавили в весе за счет жировых отложений. Кроме того, исследователи заметили, что при каждом приеме пищи грызуны потребляли больше калорий, чем мыши с нетронутым геном OGT. Ограничение рациона способствовало возвращению нормального веса.

Поскольку функции гиппокампа не связаны с контролем процесса питания, ученые решили поискать изменения активности OGT в других участках мозга. Они обнаружили, что ген, отвечающий за синтез фермента, отсутствовал также в небольшой группе нейронов, расположенных в области, называемой паравентрикулярным ядром.

С помощью оптогенетических методов ученые смогли заставить дефектные нейроны производить светочувствительные белки. При облучении синим светом клетки активировались и начали отправлять сигналы в другие части мозга, в результате чего мыши сократили потребление пищи на 25 процентов.

Оптогенетика — область науки, которая позволяет исследовать работу нервных клеток, внедряя в них гены, кодирующие белки опсины. Эти белки образуют каналы в нейронных мембранах, которые открываются при действии светом, что позволяет возбудить или ингибировать активность клеток.

ОН Клиник Харків