Общественные активисты уверены, что город мог бы зарабатывать гораздо больше, если бы не фейковые ЖСК и продажа земли по заниженной стоимости.
Поэтому через нардепов, в том числе и харьковских, подали в Верховную Раду законопроект об отмене схемы, позволяющей кооперативам получать землю бесплатно.Земля «уходит» за копейки
По данным директора Департамента бюджета и финансов горсовета Татьяны Таукешевой, общий объем доходов бюджета города установлен на уровне 8 млрд 498,8 млн грн. При этом часть финансовых ресурсов формируется за счет целевых трансфертов, передаваемых из госбюджета (образовательная субвенция – 838,5 млн грн., медицинская – 967,4 млн грн., социальная (в частности на льготы и субсидии – 2 млрд 260,6 млн грн.).
– То есть, – говорит сокоординатор Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин, – город зарабатывает порядка 390 миллионов гривен (доходы от деятельности КП, продажи и аренды земли, продажи и аренды нежилых помещений и т. д.), что составляет всего 6% от всей доходной части бюджета. Остальное – трансферты из госбюджета и местные налоги.
По его словам, фактически в бюджете заложено: 50 млн грн. город зарабатывает от продажи земельных участков, 50 млн – от продажи нежилых помещений и 25 млн – от сдачи в аренду земельных участков и нежилых помещений.
– Это кататрофически маленькие суммы, – считает он. – В частности, недополучение бюджетных средств происходит из-за бесплатного выделения городской земли так называемым жилищно-строительным кооперативам, которые по сути являются фейковыми. Подменив законное понятие ЖСК (согласно действующему Жилищному кодексу, чтобы создать кооператив, необходимо пять человек в возрасте до 30 лет, которые имеют потребность в улучшении жилищных условий и стоят на жилищном учете. В Харькове же кооперативы создают в обход этого правила) и не являясь таковыми на самом деле, строительные компании сегодня получают от города земельные участки под застройку по нулевой ставке, строят дом и продают квартиры по рыночным ценам. Например, на одной из сессий застройщику по этой схеме было передано около 50 гектаров земли. Между тем 1 га земли в Харькове стоит в среднем 2,5--3 миллиона гривен. В результате город недополучил порядка 125 млн гривен! И это только на одной сессии. А таких сессий в год проходит семь-восемь, и на каждую выносится этот вопрос. Поэтому мы инициировали законопроект, отменяющий соответствующие нормы в Земельном и Жилищном кодексах.
Парковки стали притчей во языцах
Еще одна причина недополучения средств в городской бюджет кроется, по словам эксперта, в продаже узкому круг лиц земли и нежилой недвижимости по заниженным ценам – в два-три раза дешевле рыночной стоимости.
– Иногда до смешного доходит, – говорит Евгений Лисичкин. – Например, на земельном участке, который был выделен в аренду на пять лет, построен магазин или офис. Его владелец обращается в мэрию с заявлением выкупить землю под своим имуществом. А заниженную стоимость участка мотивирует тем, что больше этот участок никто не купит, потому что там уже построен магазин, офис и т. д. Проводится денежная оценочная экспертиза, как правило, компаниями, которые тоже связаны с горсоветом, и выставляется цена в два-три раза ниже рыночной. Аналогичная схема действует при продаже или сдаче в аренду нежилых помещений, которые некоторым удается получить на льготных условиях.
Еще один момент, на который обратили внимание общественники, – парковки, которые стали в Харькове уже притчей во языцех.
– За парковку автомобилей город предполагает в нынешнем году собрать всего 5,6 млн гривен, что, по нашим оценкам, приблизительно в четыре раза меньше реальной выручки и существенно меньше даже в сравнении с менее заселенными украинскими городами. К примеру, во Львове столько собирают с автомобилистов за каких-то три с половиной месяца, – говорит Евгений Лисичкин.
Тендеры привлекли внимание
Учитывая все это, город мог бы зарабатывать не 390 миллионов, а имел бы до миллиарда гривен только своих поступлений, уверен Евгений Лисичкин.
Кроме того, общественники требуют провести независимый аудит всех КП, который определит их эффективность и выделит тех, кто работает в коммерческом сегменте и может наполнять бюджет города, а также ввести практику открытых земельных аукционов. Параллельно активисты Харьковского антикоррупционного центра запустили проект по обжалованию подозрительных тендеров в Антимонопольном комитете и Госфининспеции.
– Органы власти (городские, областные, центральные на местах – полиция, юстиция и т. п.) проводят тендер. Если мы подозреваем участников торгов в сговоре либо завышении цен – будем оспаривать результаты тендера, – говорит Евгений Лисичкин. – Мы уже вмешались в проведение несколько таких тендеров, и они были отменены.
Кстати, на днях Харьковский антикоррупционный центр закончил «проверку» Харьковского горсовета.
– Мы проверили, насколько соответствуют декларации с данными реестров недвижимого имущества и корпоративных прав у 115 человек – глав и замов администраций девяти районов Харькова и глав департаментов горсовета. 18 человек из них не указали в декларации либо владение фирмой, либо каким-то имуществом. Мы отправили эти данные в Департамент люстрации Минюста, в налоговую и Харьковский горсовет. По этим данным проводится проверка – ждем результата.
Прокуратура занимается липовыми кооперативами
В Харькове около четверти гектара земли на улице Военной в 2011 году было незаконно передано под жилую застройку решением сессии городского совета.
Как отмечает заместитель областного прокурора Олег Мельник, депутаты не имели права передавать обслуживающему кооперативу участок земли стоимостью полтора миллиона гривен, тем более бесплатно. К тому же кооператив не является жилищно-строительным, а его учредители не нуждаются в улучшении жилищных условий. Дополняет «букет» нарушений то, что граждане под видом ЖСК не проходили обязательной процедуры земельных торгов.
Хозяйственный суд Харьковской области удовлетворил иск зампрокурора и отменил решение горсовета о бесплатной передаче участка в собственность обслуживающему кооперативу.
Как отмечает заместитель областного прокурора Олег Мельник, депутаты не имели права передавать обслуживающему кооперативу участок земли стоимостью полтора миллиона гривен, тем более бесплатно. К тому же кооператив не является жилищно-строительным, а его учредители не нуждаются в улучшении жилищных условий. Дополняет «букет» нарушений то, что граждане под видом ЖСК не проходили обязательной процедуры земельных торгов.
Хозяйственный суд Харьковской области удовлетворил иск зампрокурора и отменил решение горсовета о бесплатной передаче участка в собственность обслуживающему кооперативу.