В Харьковской муниципальной галерее открылась выставка авангардных работ известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Украины Александра Ридного.
Что именно автор собирается презентовать на выставке, было тайной даже для сотрудников галереи, поскольку он сохранял интригу вплоть до создания экспозиции накануне открытия.А скрывать было что — на выставке много неожиданного. В центре экспозиции расположились забавные фигуры, напоминающие две огромные украинские кринки. Горшки Александра Ридного имеют отчетливые половые признаки: на одном из них в верхней узкой части приклеены два теннисных мячика, на другом, перевернутом вверх дном, мячики приклеены ниже «пояса», причем к мячикам прилагается трубочка. Как выяснилось, это Ева и Адам.
— Это сельская ностальгия. Старые бабушкины кринки ассоциативно похожи на людей: мужская фигура сверху широкая, снизу узкая, а женская — наоборот, — делится идеей перевоплощения кринок автор.
Жук объелся райскими витаминами
Рядом на полу расселся огромный ярко-зеленый жук, смахивающий на маленький автомобиль. Как оказалось, у насекомого действительно можно обнаружить некое родство с авто.
— Жук сделан из современных материалов — из полиэфирных смол, выкрашен автомобильными красками. Но скульптуры в этой экспозиции существуют не сами по себе — это инсталляции, персонажи условного шоу. Рядом с жуком находятся Адам и Ева, живущие в райском месте, населенном райскими существами. Думаю, там было хорошо — полно витаминов, поэтому жук и вырос таким большим. Рядом с ним — червячок, из которого этот жук появился на свет. Червячка специально выкрасил в красный цвет — чтобы его никто не съел, — улыбается Александр Ридный.
Посетителям нравится истошно орущая курица
Не меньше интригуют и остальные скульптуры. Особым успехом у гостей выставки пользуется деревянная скульптура «Рiзник»: рядом с раздельщиком мяса на спине лежит ощипанная тушка курицы и истошно кричит, если посетители нажимают на ее мягкий живот. Успех скульптуры очевиден — из-за любопытства посетителей птице приходится частенько вскрикивать, а остальным гостям выставки вздрагивать от неожиданности. Тушка, правда, — не творение Александра Ридного: несчастную резиновую курицу он купил в готовом виде для дополнения своего персонажа.
Бронза — материал для ленивых
Многие экспонаты на выставке созданы из дерева. Мастерская скульптора находится в центре города — на улице Культуры и, казалось бы, найти материал здесь не просто. Но, как выяснилось, деревья падают чуть ли не в руки мастеру.
— Я считаю, что бронза — материал для ленивых скульпторов: полработы скульптор делает сам, а затем отдает ее литейщику или форматору — и в результате получает работу. А с деревом нужно творить от начала до конца, от бревна до готовой работы, как папа Карло. Благо, этот материал всегда под рукой. Старые тополя — необъятных размеров, что позволяет делать разные по размеру работы. Так они еще и падают у нас во дворе — прямо на крышу мастерской или на мою машину, поэтому мы были просто вынуждены превращать их в скульптуры, — признается Александр Ридный.
Чтобы лук прорастал
На втором этаже галереи у лестницы в обычной трехлитровой банке пускает корни скульптура огромной луковицы.
— В этой работе много детских рефлексий, — объясняет скульптор. — Я помню и колготки, в которых мать хранила на чердаке лук зимой, а к весне он прорастал. Конечно, хочется чтобы лук прорастал и все было в нашей жизни обильно и щедро.
Выставка стала неожиданностью
— В этом году нашей галерее исполняется 20 лет, поэтому выставочный план сформирован с особой любовью. Безусловно, выставка Александра Ридного просто обязана была состояться в наш праздничный год, — рассказывает директор муниципальной галереи Татьяна Тумасьян. — У Александра Николаевича полное попадание в фамилию: он нам абсолютно Ридный. Первые выставки, проекты, интересные идеи, которые создали галерейный имидж, были сделаны Сашей. У нас с ним до сих пор любовно-дружеские отношения. Последние шесть лет он у нас не выставлялся, и нынешняя выставка стала неожиданностью. Он нас очень удивил — привез замотанные в тряпки работы, а когда их развернули, стали появляться необыкновенные образы. Несмотря на мой выставочный иммунитет, настроение было поднято резко и категорически. За это время в Саше ничего не изменилось: как и прежде, он шутит и видит мир по-особенному, по-ридненски. Я влюблена в его юмор, иронию, гротеск и сарказм.
Лучшее в Ридном — это его мастерская
— Мы живем в замечательное время — время Ридного, но больше всего в Александре Николаевиче мне нравится его мастерская, — делится ректор Харьковского национального университета городского хозяйства имени А.Н. Бекетова Владимир Бабаев. — Когда видишь рабочее место Ридного, понимаешь, насколько он многогранен. В его мастерской смотришь в одну сторону, но тебя уже влечет в другую. А когда визит в мастерскую завершается угощением — сковородкой жареной колбасы например, — понимаешь, что это настоящий харьковчанин. Его работы невольно ассоциируются с работами Василия Ермилова, но у Александра Николаевича совершенно свой стиль: он никому не подражает и я более чем уверен, что и ему никто не сможет подражать, потому что этим надо жить. Его работы идут от сердца. Поэтому мы все его так любим. Многие вещи, которые он делает, — это шедевры.
— Мне нравится философия и жизнелюбие Александра Ридного, — делится ректор Харьковского национального университета строительства и архитектуры Юрий Шкодовский. — Он верит, что жизнь прекрасна, что стоит жить и радоваться несмотря на то, что происходит вокруг нас.
Выставка Александра Ридного завершит работу 26 марта.