Моему сыну три месяца, скоро начну читать ему книжки. Подскажите, пожалуйста, какие персонажи могут испугать малыша? Анна

— Совсем еще крохам обычно рассказывают шутки-прибаутки, стишки-приговорочки — например, о сороке-вороне, — отвечает харьковский психолог Лилия Райченко. — Малышу загибают пальчики: «Этому дала, этому дала, а этому не дала» — и объясняют почему. Ребенок улыбается, все довольны, но мало кто задумывается, что малышу в данном случае совсем не важно, что вы говорите: ему интересны динамика, движения, стимуляция определенных точек на его ладошках. Он не понимает смысла «вороньей» логики, ему интересно играть в «ладушки», он весело хохочет, когда вы трясете его на коленках, приговоривая «по кочкам — по кочкам…». Ребенка можно испугать даже этой невинной игрой, поэтому чем эмоциональнее и добрее вы это делаете, тем больше ребенку хочется повторить. Малышу нужно читать коротенькие добрые и светлые стишки, постепенно вводя «Курочку Рябу», смысла которой не понимают даже взрослые, но дети ее с удовольствием слушают и повторяют: «Дед бил-бил». Главное здесь — действие: «упало, разбилось, бил». Ребенок понимает именно эти действия, поэтому с удовольствием в них участвует.

Детям постарше психолог советует читать «Рукавичку» и другие сказки, в которых нет ярко выраженных отрицательных героев. Страх начинается тогда, когда ребенок уже понимает смысл сказки и эмоционально ее проживает. Чем сильнее развивается воображение, тем опаснее перегружать психику страшилками.

— Для ребенка Баба-Яга, Кощей, Волк и другие чудища — реально существующие объекты. Не дай бог, вы прочитаете трех-четырехлетнему ребенку что-то вроде «Изумрудного города» с его летающими обезьянами и ужасной Бастиндой, — предупреждает Лилия Райченко. — Даже сказка об Ивасике-Телесике может стать причиной многолетнего страха. После истории о том, как Баба-Яга похищает мальчика, чтобы зажарить его и съесть, а потом на косточках покачаться, ваш малыш вряд ли захочет остаться один в другой комнате или отойти от мамы на прогулке. Подобные сказки нужно вводить «в рацион психики» очень осторожно. Лучше читать добрые детские книжки и сказки. А если вы еще обсудите прочитанное, проанализируете с ребенком, что было хорошо и правильно, а что — нет, цены такому чтению просто не будет. Очень осторожно относитесь к современным сказкам и никогда не пугайте детей «бабайками» или еще кем-то, кто «придет и украдет», «накажет», «укусит». Не наказывайте детей, выталкивая их в темные коридоры, туалеты и кладовки. Ребенок никогда не будет переосмысливать свой поступок в обстановке ужаса и страха. Все, чего вы добьетесь таким воспитанием, — сделаете из здорового ребенка невротика.