Харьков

  • 807
  •  / 

Гримасы Мельпомены: харьковские театры тырят друг у друга стулья

фото: Tan-Tol

Гримасы Мельпомены: харьковские театры тырят друг у друга стулья
В театральном пространстве Харькова есть масса негосударственных трупп — экспериментируют, рискуют заработками ради интеллектуального зрителя.
Как живется негосударственным коллективам? Почему они чувствуют себя неродными в своей стране?

Балансировать становится все сложнее


— Жизнь негосударственных театров — это серьезная тема для разговора на протяжении многих лет, потому как их существование не сформировано в некую внятную программу. Любой негосударственный театр должен вписываться в государственный механизм, как это происходит в Европе, — считает арт-директор и художественный руководитель театра «Новая сцена» Николай Осипов. — У нас же работа негосударственных театров пока является некой частной инициативой отдельных людей, которая держится в основном на энтузиазме. Когда с экономикой было чуть полегче, в работе театров могли участвовать люди, занятые в бизнесе, — сейчас их поддержка становится проблемой. Но, с другой стороны, появляются новые коллективы — очень разные, и и это здорово. Если бы еще и частные театры были похожи друг на друга, как государственные, это была бы печальная картина. Тем не менее негосударственные театры находятся в неопределенной ситуации — их деятельность может закончиться прямо завтра. Я считаю, что должен появиться механизм существования негосударственных театров. Не только в Европе, но даже в России существует грантовая система: негосударственные театры участвуют в конкурсах и могут получить от государства финансирование, причем не только на отдельные спектакли, а на программу или серии спектаклей. Имея такую возможность, театр может строить некую перспективу, а мы, к сожалению, вынуждены выживать.

Николай Осипов рассказывает: нередко бывает, что как художественный руководитель, он не хочет брать какую-то неинтересную пьесу, но, как директор, вынужден просчитывать финансовую перспективу и все-таки ставить не очень симпатичный спектакль, потому что на него наверняка пойдет зритель. Раньше ему удавалось балансировать — создавать спектакли и для собственной души, и для кассовых сборов. Сейчас балансировать становится все сложнее.

— Не хочется скатиться до постановок бесконечных комедий, — размышляет Николай Осипов. — В результате мы потеряем интеллектуального зрителя. Разрушается система воспитания зрителя — большинство выбирает спектакли посмешнее, а мы, чтобы его удержать, пытаемся с ним заигрывать и ставим то, что ему нравится. Получается замкнутый круг.

Интерес приходится постоянно подогревать


— С одной стороны, негосударственные театры вынуждены работать на потребу зрителя, но с другой  — они всегда были подвижниками: и в советские времена, и сейчас, — говорит художественный руководитель театра «Форте» Екатерина Федоренко. — Пять лет назад, когда я начала работать в театре «Форте», сделала ставку на интеллектуальную пьесу и удивилась, насколько людям это интересно. Думала, что зрителей будет меньше, но как режиссер сознательно поставила цель сделать умную пьесу драйвовой, чтобы заинтересовать и старшее поколение, и молодежь. Однако сейчас люди смотрят такое кино, такие современные сериалы, что вряд ли удастся легко привлечь внимание зрителя к умному материалу. Одной драматургии мало, нужно еще стараться подогревать интерес зрителя и закручивать интригу. Первой пьесой, с которой я работала в театре, была комедия (она уже прекратила свое существование), следующие две — драмы. Так вот они уже не один год не сходят со сцены, и интерес к ним зрителя возрастает.

Интересный для зрителя материал Екатерина Федоренко ищет, отталкиваясь от собственных ощущений.

— Читая пьесу, я стараюсь найти в ней такую мысль и тему, которые меня задевают. Интерес моей работы в том, что я не всегда понимаю главную мысль пьесы с самого начала, но я ее раскручиваю, чтобы получить ответ в конце. Я стараюсь найти вечную, универсальную мысль, чтобы она могла заинтересовать любое поколение зрителя. Поэтому сажаю в зал своего восьмилетнего сына, и если он высидит полтора часа — ура, — делится тонкостями процесса худрук «Форте».

Их язык — пластика


С театром «Прекрасные цветы» очень сложно конкурировать: коллектив избрал для себя творческий путь, на который ступит не всякий. Во время спектаклей актеры не произносят ни слова. Их язык — пластика. Театр много гастролирует за рубежом, несмотря на успех, испытывает сложности другого рода.

— Мы позиционируем себя не как негосударственный, а как независимый театр. Мы часто слышим рассуждения о том, как важно поднимать в стране культуру, но, к сожалению, куда бы мы ни стучались, государство очень редко делает навстречу какой-то шаг, — говорит говорит арт-директор, художественный руководитель и актер театра «Прекрасные цветы» Игорь Ключник. — Один из примеров — каждый месяц нам приходят приглашения на фестивали из разных уголков земного шара — в частности, из Зеландии, Канады, Австралии. На некоторых из них мы могли бы достойно представить Украину — например, на Всемирной театральной олимпиаде в Индии, в которой участвуют 22 страны мира. Директор фестиваля третий год ждет, что мы приедем. Но дело в том, что организаторы большинства фестивалей, предоставляя все условия для проживания, не оплачивают перелет. Два года назад мы обратились за помощью в Харьковский горсовет, но там смогли выделить лишь полторы тысячи гривен (которые пришли бы через год), а билеты стоили 70 тысяч.

Необходима другая культурная политика


— Для развития негосударственных театров необходима другая совершенно другая культурная политика на уровне города и области, и тогда мы сможем добиться того, чтобы из бюджета выделялся какой-то фонд, который будет финансировать культурные проекты, — считает продюсер и актер «Театра на «Жуках» Дмитрий Терновой. — В Харькове нужно построить хотя бы один театральный центр европейского уровня. Если привезти в Харьков европейский театр, их некуда «поставить». В маленьком польском городке Машево с населением 30 тысяч человек есть помещение театра, которого нет в полуторамиллионном Харькове — со стандартным европейским подходом, когда сцена находится внизу, вверх амфитеатром расположены зрительские ряды, с небольшим залом на 150-200 мест. Я считаю, что это стыдно. Очень жаль, что в нашем огромном городе нет ни одного нормального театрального фестиваля.

Даже при экономических невзгодах харьковские негосударственные театры продолжают рождаться, ставить добрые спектакли, собирать залы благодарных зрителей. Главное — несмотря на сложности, они не унывают. Основным театральным центром в городе остается Дом актера, в котором, как в сказке о варежке, трудятся два десятка негосударственных театров. При этом абсолютно непохожие друг на друга театральные коллективы отлично уживаются под одной крышей.

— Слава богу, театры не ссорятся. Но при этом тырят друг у друга декорации. Не воруют, а именно тырят, — улыбается директор Харьковского Дома актера им. Сердюка, заслуженный артист Украины Игорь Арнаутов. — Например, кубы, которые сделал для своего спектакля «Театр 19» перемещаются по театрам — их негде хранить, у нас нет больших складских помещений. Или случайно у кого-то берется в эксплуатацию стул или деталь декорации, которые потом путешествуют из спектакля в спектакль — ими пользуются и иногда не возвращают на место. Я их, конечно, журю. Но при этом театры не ссорятся — как-то уживаются.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей9 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2773.64 грн
100 USD 2577.25 грн
10 RUB 4.0657 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи