Еврокомиссия объявила о подаче законодательного предложения Совету Евросоюза по визовой либерализации для Украины.

Повод для радости? Не для всех. В связи с недостатком достоверной информации и спекуляцией политиков на тему евроинтеграции интерес европейцев к Украине многих украинцев больше страшит, чем радует.

Что на самом деле означает для Украины членство в ЕС, а какие расхожие формулировки – не более, чем миф, в интервью «Вечернему Харькову» рассказал пресс-атташе Представительства ЕС в Украине Давид Стулик.

– Давид, нередко, когда речь заходит о европейском векторе Украины, можно услышать возражение «Да кому мы там нужны?». И, действительно, зачем Украина Евросоюзу?

– Украина – очень важный партнер для Европы, поскольку это большая европейская страна, с огромнейшими ресурсами, в основном человеческими и интеллектуальными.  Кроме того, через Украину проходит важные европейские сети – энергетические, транспортные. 

– Но ведь наверняка европейцы хотят иметь в качестве партнера и соседа благополучную демократическую страну.

– Безусловно, вокруг ЕС мы хотим видеть страны, которые поддерживают те же принципы, что и европейцы, которые развиваются, а доходы населения у них увеличиваются. Тогда, например, из Украины не будут ехать в Европу нелегальные трудовые мигранты. А это значит, что нужно помочь Украине в создании собственных рабочих мест, чтобы местное население могло найти работу в своей стране с такими же заработными платами в будущем, как в ЕС. Тогда украинцы смогут покупать и больше европейских товаров, что тоже выгодно Европе.

– То есть бытующее в стране мнение, что европейцы рассматривают Украину как сырьевой придаток и не заинтерсованы в развитии ее собственного производства, обоснованно?

– Конечно же, это миф. Подобные опасения существовали и в 1990-х годах в некоторых странах центральной Европы. Однако сегодня Словакия, например, – самый большой производитель машин на душу населения. В Чехии созданы кластеры IT- индустрии и т. д. В XXI веке сырье – это не главный двигатель экономического развития. Сегодня на первое место выходят знания, интеллект, человеческий потенциал.

Поэтому Европа абсолютно не заинтересована в том, чтобы Украина стала сырьевым придатком, поскольку в таких странах сохраняется бедность, очаги социального конфликта, а значит, растет количество нелегальных мигрантов из этих стран в Европу. Наоборот, ЕС помогает развивать в Украине именно перерабатывающую бизнес-индустрию, потому что это дает самую большую добавленную стоимость, рост зарплат, отчислений в бюджет. Нам нужен партнер, который модернизируется и встанет на путь современного экономического развития. Поэтому мы учим украинский малый и средний бизнес, как наладить производство по переработке своих ресурсов именно в своей стране. Много европейских компаний вкладывают в это свои деньги.

– Есть успешные примеры? 

– Конечно. Например, украинское подсолнечное масло активно экспортируется на рынки ЕС. Если вывозить только семечки как сырье, то добавленная стоимость будет очень низкая. Поэтому в Украине были реализованы европейские инвестиционные проекты, и сейчас украинская индустрия подсолнечного масла – один из самых крупных экспортеров продукции на рынки ЕС.

Другой пример – сооружение в Украине современных зернохранилищ. Чтобы после сбора урожая зерно не вывозилось в другие страны, а перерабатывалось в Украине в муку. На эти цели Европейский банк реконструкции и развития выделяет большие кредиты.

– Можете привести примеры помощи Евросоюза в Харьковской области?

– На Харьковщине работает множество проектов, направленных на поддержку переселенцев за средства ЕС. Это и поддержка харьковской больницы, и лагеря для переселенцев «Ромашка». Кроме того, оказываем адресную финансовую и гуманитарную помощь людям, выехавшим из зоны военного конфликта.   

Ряд проектов ЕС направлен на поддержку малого и среднего бизнеса региона. Несколько компаний уже получили финансирование от ЕБРР – а это тоже средства ЕС.

При поддержке европейцев реализуется и несколько десятков проектов по развитию местных громад в Харьковской области. В частности, проекты по энергоэффективности, развитию инфрастуктуры, освещению, водоснабжению и т. д. Помогаем громадам закупать школьные автобусы, чтобы подвозить детвору из сел, где закрылись школы, в райцентр.
Работаем и с харьковскими вузами – они участвуют в программах по обмену студентов и ученых. Это все тоже делается за средства ЕС.   

– Еще одна распространенная в Украине страшилка, которую активно используют политики, объясняя непопулярные шаги, – таковы, мол, требования МВФ и ЕС. В частности – урезание социальных стандартов правительство объяснило требованием МВФ сократить расходы госбюджета. Хотя политолог Алексей Якубов говорит, что при совместном обсуждении членов Кабмина и представителей МВФ статей, которые необходимо сократить, именно чиновники предлагали урезать финансирование школ, медицины, в то время как чиновники МВФ настаивали на других направлениях и подчеркивали, что украинские власти должны быть социально ответственными.

– Действительно, есть попытки украинских чиновников спрятать непопулярные шаги, заявив, что это кто-то требует. Поэтому обществу стоит всегда проверять – а есть ли на самом деле такие требования МВФ и ЕС? А если есть – то какие именно?  Легко спрятаться за кого-то, кто далеко и не может объяснить свою позицию людям.

– Тогда объясните, что именно МВФ и ЕС советуют Украине по поводу тарифов? 

– Есть рекомендации привести их к экономически обоснованному уровню, то есть повысить. Но постепенно и при условии субсидирования людей, которые не потянут повышения цен. Субсидирование и дотации – большая разница. Дотирует государство предприятия, например, энергетические или газовые, а это антисоциально. Ведь дотации идут из бюджета, а бюджет наполняется за счет тех же самых людей.

Аналогичный путь уже пройден странами, которые были в подобной ситуации, как Украина. В 1990-м Польша и Украина находились на одном уровне экономического развития. Но в Польше сразу начались реформы, которые назвали потом «шоковой терапией», и тарифы тоже были подняты. И там также была реализована политика компенсации тем, кто был не в состоянии оплатить возросшие расходы. Но со временем доходы людей стали расти, и постепенно вес коммунальных тарифов  сократился. Такой же путь прошли и бывшие советские страны – Литва, Латвия, Эстония. Уровень жизни там заметно вырос. Почему же в Украине это не получится? Надо опираться на опыт этих стран. Тем более что первопроходец всегда допускает ошибки, а тот, кто идет следом, может их избежать.