Сыну-пятикласснику очень некомфортно в школе. Я видела, что его дергают одноклассники, но не знаю, стоит ли вмешиваться в эту ситуацию — не станут ли к нему приставать еще больше, не должен ли он сам решать, как за себя постоять? Вероника

Первый сигнал SOS может поступить из песочницы


— Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, ему жизненно необходимо знать, что за его спиной всегда будет родительская защита, — отвечает харьковский психолог Лилия Райченко. — Дети сами подсказывают нам это. Банальный пример: песочница, мальчишки что-то не поделили между собой и вот уже несется: «Вот мой папа придет, как даст тебе!». Что будет чувствовать малыш, которому нечем крыть? Он будет пытаться придумывать, что можно сказать в ответ, может полезть драться или забиться в угол и горько плакать. Это первый сигнал, что ребенку будет нелегко в любом детском коллективе. Если не поддержать ребенка, в нем заложится первое чувство неуверенности — сначала в базовой защите, которую дают родители, затем это чувство перерастет в неуверенность в себе (а дети очень легко вычисляют неуверенных). Ребенка нужно защищать. Не решать за него проблемы, а именно давать поддержку, чувство защиты — ребенок должен знать, что в самую сложную минуту сможет на вас рассчитывать.

Ребенок учится на примере родителей


Возможно, кто-то возразит: «Из такого ребенка вырастет слабак». На самом деле, уверяет психолог, из него вырастет уверенная в себе личность, умеющая не только дать отпор обидчику, но и уважать себя и окружающих людей. Ребенок видит, как отстаиваются его права, он учится этому на конкретных примерах, впитывает определенные элементы поведения и потом сам пытается воплотить их в жизнь, чувствуя за спиной защиту родителей. Из этого ребенка не вырастет ябеда и стукач, уверена Лилия Райченко: из него вырастет честный гражданин, который никогда не обидит слабого и сам в нужный момент встанет на его защиту.

Ситуация вряд ли рассосется сама собой


— Пятый класс, один мальчик постоянно угнетает другого: то бьет по ногам, то ломает школьные принадлежности, то рвет тетради. Мама все замечает, но трусливо делает вид, что все в порядке, — рассказывает житейскую историю Лилия Райченко. — В конце концов, рассуждает она, пацан должен научиться сам за себя постоять. Это очень удобная позиция, и такая мама искренне верит в то, что все рассосется само собой. К тому же она не раз просила классную руководительницу принять меры. Но вот раздается звонок из школы, и маму просят срочно прийти, так как ее сын сильно избит, вызвана скорая помощь. Мама мчится в школу, думая, кого бы назначить виновным в этом беспределе, хотя на самом деле в случившемся виновата только она. Первым делом она стала ругаться и обвинять во всем родителей обидчика. Те, в свою очередь, обложили ее матом и послали куда подальше. Учителя притихли, директор школы «занят», к тому же каникулы. А знакомый психолог нашептывает маме на ушко: «Не надо раздувать это дело. Этому мальчику (обидчику) и так не сладко. Его и так жизнь наказала — видишь, какие у него неблагополучные родители. Прости, будь умнее». Смею вас уверить, «добрый и умный» психолог будет оставаться таким только до момента, пока ее собственный сын не окажется в подобной ситуации.

Зло боится наказания


После того, как мама поняла, что сама стала жертвой, и что всем наплевать на ее горе, она сняла побои и написала заявление в милицию, рассказывает психолог. Кроме того, она написала заявление в городское управление образование. Вопреки всеобщему убеждению, что после «этого» ребенок подвергнется еще большим издевательствам, больше ее сына никто даже не пытался затронуть, а со стороны учителей вдруг началось совершенно другое отношение. После такого поступка мамы мальчик стал чувствовать себя в школе намного увереннее. Стал более спокойным, уравновешенным, веселым, но всего этого можно было добиться и не такой ценой, если бы мама стала на его защиту чуть раньше.

— Зло боится наказания, — считает Лилия Райченко. — Зло становится смелым только тогда, когда напротив — трус.