Покупка через Интернет кажется простой и удобной: заказать товар можно простым нажатием мышки, и через некоторое время стать его счастливым обладателем.  Однако совершая он-лайн покупки вы рискуете стать жертвой мошенников.

Как не попасть в сети обманщиков, читателям «Вечернего Харькова» рассказал начальник регионального управления киберполиции в Харьковской, полтавской и Сумской областях Валерий Береза.

Большинство видов мошенничества, по его словам,  совершенно простые и основаны не столько на хитрых схемах, сколько на нашей с вами банальной невнимательности и доверчивости.

Критерии надежности


По словам Валерия Березы желательно покупать товар только на позитивно зарекомендовавших себя сайтах.

– Поэтому перед покупкой поищите в Интернете отзывы людей уже воспользовавшся их услугами, – подсказывает он

Еще одним важным показателем надежности сайта является момент оплаты товара.

– Покупать что-то лучше там, где оплата производится при получении товара, – говорит Валерий Владимирович. – В случае предоплаты есть возможность выбросить деньги на ветер, оставшись без приобретаемой вещи.

Кроме того, специалиста советует обратить внимание на наличие на сайте механизма возврата приобретаемого товара, а также предоставления на него гарантии.

– Особенно это актуально для бытовой техники, электроники и других подобных вещей, – уточняет он. 

Также на сайте должна быть информация о его владельце – название предприятия, его адрес, контактные телефоны и т. д.

– Перед покупкой не лишним будет убедиться хотя бы в частичной достоверности этой информации, позвонив по указанному на сайте телефону, – говорит Валерий Береза.

 

Выключите эмоции


Делая покупки в Интернете, необходимо по-максимуму отключить эмоциональную составляющую и включить трезвый анализ ситуации, продолжает Валерий Береза.

– А затем грамотно и детально обсудить с продавцом все ключевые условия покупки: наименование и конкретные характеристики товара, его состояние, способ доставки, стоимость и способ оплаты, – подсказывает он.

Если же покупаете у частного лица – то тут нужно вообще быть предельно осторожным и внимательным.

– Факт наличия и состояния товара можно попросить подтвердить фотографиям Кроме того необходимо получить как можно больше информации о продавце, например, ненавязчиво подружиться с ним в соцсетях, млм хотя бы запомнить его страницы, – подсказывает Валерий Береза. – Когда продавец будет фотографировать товар, желательно, чтобы он находился рядом с ним, то есть, чтобы можно было идентифицировать что это действительно принадлежит ему.


Откажитесь от предоплаты


Если не хотите стать жертвой мошенников, откажитесь от покупок в Интернете, которые требуют первоначальной оплаты или предоплаты.

– Возможно, вы таким образом отфильтруете и часть добросовестных продавцов, которые просто тоже хотят иметь какие-то гарантии, но зато существенно снизите риски быть обманутыми, – говорит Валерий Береза. 

По его словам, сейчас все почтовые службы предлагают услуги оплаты наложенным платежом, поэтому старайтесь согласовать с продавцом именно такой способ оплаты.

– Наложенный платеж защищает от рисков как продавца (почтовая служба не отдаст товар пока не будет произведена оплата), так и покупателя  (он не произведет оплату, пока не удостоверится, что получил нужный ему товар в рабочем состоянии и надлежащем виде), – говорит Валерий Владимирович. – Большинство интернет-магазинов готовы работать на условиях оплаты наложенным платежом, поэтому, если в каком-то одном у вас требуют предоплату – лучше обратитесь в другой, где есть возможность выбрать наложенный платеж.

Если же продавец все-таки настаивает на предоплате, и вы не хотите приобретать пригнувшийся вам товар в другом месте – постарайтесь сделать все возможное, чтобы защитить сетбя от рисков мошенничества.

– Узнайте максимум информации о продавце, пообщайтесь с  ним по телефону, пробейте все его контактные данные (номера телефонов, скайп, е-mail, номера счетов, электронных кошельков и т. д.) через поисковые системы, – подсказывает Валерий Береза. – Вполне вероятно, что они уже «засветились» на каком-либо ресурсе, собирающем данные об интернет-мошенниках. В этом случае от сделки нужно отказаться.

Раскрыл специалист и еще один – психологический – момент: совершайте покупки в интернете по предоплате только в тех суммах, которые вам не жалко потерять.

– В момент совершения оплаты можете мысленно распрощаться с этой суммой: возможно вы перечислили деньги мошеннику и никогда их больше не увидите, как, впрочкм, и товар, – говорит он.

По каким признакам можно распознать продавца-мошенника


По словам Валерия Березы, покупателя должны насторожить такие моменты: 

– отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями.

– отсутствует реальное имя продавца, человек прячется за ником;

– продавец зарегистрирован на сервере недавно, его объявление о продаже – единственное его сообщение;

– объявление опубликовано с ошибками, составлено небрежно, с использованием транслитерации, без знаков препинания, заглавными буквами и т. д.;

– отсутствует фото товара, либо же приложено не личное фото, а снимок из интернета (это всегда можно определить, используя сервисы поичка дубликатов картинок);

– слишком низкая цена товара в сравнении с аналогами у других продавцов;

– продавец требует полную или частичную предоплату (например в качестве гарантии, что вы пойдете получать товар на почте с оплатой наложенным платежом);

продавец сам предлагает вам сканкопии своих документов, удостоверяющих личность в качестве гарантий. Как правило, это подделки, которые несложно сделать при помощи современных графических редакторов;

– продавец принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона и т. п.;

– продавец принимает оплату на имя другого человека (родственника, друга и т. д.)

Как распознать покупателя-мошенника


Следует обратить внимание на такие моменты:

-- покупатель не особо интересуется товаром, быстро демонстрирует свое желание сделать покупку и переходит к разговору о способе оплаты;

– покупатель просит вас назвать полные реквизиты карты, включая фамилию-имя латиницей, срок действия и CVC-код. При помощи этих данных он сам легко сможет расплатиться вашей картой в интернете;

– покупатель просит вас сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа. Будьте уверены – таким образом он уже расплачивается вашей картой;

– покупатель предлагает обменять ваш товар на что-то другое вместо покупки;

– покупатель желает вернуть купленный товар, ссылаясь на его неработоспособность или дефекты, при том, что вы однозначно отправляли ему качественную вещь.


– Все эти признаки косвенно указывают на мошенничество при совершении продажи или покупки в Интернете, но во многих случаях еще не гарантируют, что перед вами стопроцентно мошенник, а лишь дают повод насторожиться, – говорит Валерий Береза. – И уж если ваше подозрение подтвердилось другими факторами (договоренность о сделке продолжает развиваться по мошенническому сценарию) – отправляйте мошенника в игнор и ищите нужную вещь в другом месте.