В стенах университета сопряжение «универсальности» и «специальности» представляет собой сегодня особую проблему и требует нетривиальных решений.

По всей видимости, обновленная модель университета должна предполагать две параллельные программы получения образования, одну из которых можно условно назвать «профессиональной», а вторую – «научной».

Первая подразумевает четырехлетнее образование, нацеленное на быстрое (с первого курса), максимально интенсивное овладение принципами и навыками конкретной (частной) науки и почти полностью пренебрегающее дисциплинами, не используемыми в дальнейшем в профессиональной карьере. Некий минимум непрофессиональных знаний в этом случае может задаваться по выбору учащихся, поскольку такая программа призвана производить лишь «дипломированных специалистов».

Вторая подразумевает (как минимум) шестилетнее образование «классического образца», которое вне зависимости от профессиональной ориентации направлено, в первую очередь, на выращивание интеллектуалов, ученых с широким кругозором, деятелей науки, достаточным образом сведущих не только в какой-либо дисциплинарно очерченной сфере, но и в поле человеческого знания вообще.

Собственно, лишь для второго типа учащихся необходимо преподавать  полный спектр наук…