Харьков

  • 3396
  •  / 

Что будет в Харькове с многоэтажками после 1 июля

Что будет в Харькове с многоэтажками после 1 июля
Что будет в Харькове с многоэтажками после 1 июля Эксперты советуют харьковчанам до 1 июля подать в горсовет заявку на ремонт  многоэтажек. В противном случае они рискуют остаться один на один с текущими крышами и дырявыми окнами.
Напомним, согласно Закону «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», до 1 июля 2016 года жильцы должны определиться с формой управления домом – принять решение о создании ОСМД либо о найме управляющей компании. Если ни того, ни другого не произойдет – управляющую компанию им назначат органы местного самоуправления.

До установленной законодателем даты остался всего месяц, однако выполнить в срок условия закона нереально, говорит замначальника отдела по контролю за деятельностью жилищных кооперативов и ОСМД Департамента жилищного хозяйства горсовета Иван Усачев.

– Во-первых, постановление Кабмина № 301 о порядке списания домов с баланса было опубликовано только 30 апреля этого года. И до настоящего времени практически весь жилой фонд города (90%) находится на балансе «Жилкомсервиса». А до списания дома с баланса ни о каком назначении управителя мы говорить не можем, – поясняет Иван Усачев. – Во-вторых, до сих пор не утвержден порядок проведения конкурса, на основании которого органы местного самоуправления будет назначать управляющую компанию, если жильцы не создадут ОСМД и не выберут управителя сами.

Эксперты неоднократно говорили о необходимости перенесения срока, установленного законодателем, на 2017-й год, однако пока официально такое решение не принято. Если конечный срок останется неизменным, то, скорее всего, по словам Ивана Усачева, в Харькове в качестве управляющей компании будет назначено единое предприятие — КП «Мой дом», созданный в феврале 2016 года решением сессии горсовета.

– По сути – этот тот же «Жилкомсервис», но с другим названием, – говорит Иван Усачев. – Там будут работать те же сотрудники, потому что они имеют большой опыт в управлении жилым фондом и хорошо знают эти дома. Ломать сложившуюся структуру не имеет смысла.

Представитель горисполкома считает, что выбирать харьковчанам, собственно, и не из кого.

– На данный момент рынок управляющих компаний не создан, – говорит Иван Усачеев. – К мелким частным компаниям мы пока не рекомендуем общаться, потому что рынок очень неустойчивый – сегодня компания создана, а завтра она пропала. Есть еще в Харькове ряд частных управляющих компаний от фирм-застройщиков, но они обслуживают свои новострои.

По его словам, информация о компаниях, которые будут предлагать жильцам свои услуги в качестве управляющих, будет размещаться на сайте.

Между тем в управляющей компании одного из харьковских застройщиков, наоборот, заверяют, что фирм, желающих стать альтернативой «Жилкомсервису», очень много. Проблема как раз в том, что нет единой базы таких компаний, чтобы люди могли сравнить условия, тарифы, проконсультироваться.

– Я живу в доме, который обслуживает «Жилкомсервис», и понятия не имею, какая управляющая компания будет обслуживать мой дом в дальнейшем. Хотя в Харькове есть очень много фирм, которые обслуживают ОСМД, – говорит директор СЖЭУ и службы жилищно-коммунального хозяйства одного из харьковских застройщиков Сергей Смиян. – Кроме того, управляющие компании от застройщиков тоже могут взять на себя обслуживание других многоквартирных домов. Нужно лишь, чтобы на это было получено согласие 70% жильцов  дома.

Где найти управляющую компанию?


Инициативная группа жильцов одного из харьковских новостроев, в котором недавно зарегистрировали ОСМД, сейчас как раз занимается поисками управляющей компании.

– Ресурса, на котором были бы представлены все компании, предоставляющие такие услуги, в Харькове нет, – подтверждает член инициативной группы Елена Петрова. –При горсовете есть Центр оказания помощи в создании ОСМД, но эта помощь весьма сомнительная. Среди управляющих компаний, которые там указаны, – тот же «Жилкомсервис» и его «дочки». Но связываться с департаментом ЖКХ и центром помощи  при них не хотелось бы, потому что там, скорее, отговаривают от создания ОСМД, чем помогают в его создании. Мы даже регистрировали свое ОСМД не через регистрационную палату, которая тоже связана с мэрией, а через нотариуса. В результате мы собрали в три раза меньше документов и сэкономили время. Застройщик предлагает нам свою управляющую компанию, но мы все же хотим найти альтернативу. Каким бы замечательным ни был застройщик, но с ним тоже придется разговаривать на равных. А для этого нужно, чтобы он понимал, что есть альтернатива.

В то же время один из основателей волонтерского Центра помощи ОСМД и ОСМ (орган самоорганизации населения) Сергей Ряполов считает, что ОСМД вовсе не обязательно нанимать управляющую компанию.

– В ОСМД юридически управляющим лицом является само ОСМД – оно заключает договоры с поставщиками услуг. Управляющими  в ОСМД являются председатель, правление и контрольно-ревизионная комиссия, которая контролирует собственное правление. Они уже могут заключить договор на управление с какой-либо частной структурой, если считают, что у самих недостаточно опыта. Причем они могут нанять как ЧП (частного предпринимателя), так и юрлицо, – объясняет Сергей Ряполов. – Я даже склоняюсь к тому, что лучше это будет конкретный человек, так называемый «управдом», – таких специалистов сейчас в большом количестве готовит Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н. Бекетова. Так что за утверждением, что рынка управленцев сейчас нет, стоит просто желание остаться монополистом.

Успеть до 1 июля


При этом Сергей Ряполов подчеркивает: 1 июля у людей уже не будет права выбора – мэрия назначит им управителя принудительно. Жильцы даже не будут одной из сторон в заключении этого договора – он подписывается между управляющей компанией, выигравшей тендер, и чиновником.

– Право голоса люди получают, только создав ОСМД. Тогда они имеют право заключить договор на управление хоть с «Жилкомсервисом» (как его ни назови), хоть с другой фирмой. В этом случае они уже выступают заказчиком и имеют право подписывать акты выполненных работ. Если же они не берут на себя ответственность как ОСМД – то платят по тарифу, но никакого влияния не имеют. Как и сейчас – мы платим «Жилкомсервису», но не видим ни акты, ни чеки. «Жилкомсервис» же на самом деле не делает ничего – это прокладка. У него есть только аварийка, все остальное он перекладывает по договорам на те же тепловые сети, облэнерго и т. д. Этот закон и призван разрулить бардак в плане  ответственности в ЖКХ.

С 1 июля также заканчивается и переходной период, когда все дома должны быть списаны с баланса города. Что это означает для горожан? По словам Сергея Ряполова, очень важно жильцам успеть до этого срока подать в горсовет акт-претензию, где будет указан весь объем ремонтных работ, который нужно сделать сейчас, пока еще дом не списан с баланса. Зафиксировав эти работы, можно будет в будущем заставить бывшего балансодержателя («Жилкомсервис») участвовать в них, поскольку законодателем предусмотрена статья о софинансировании. 

– Если жильцы не сделают этого и обратятся со своими проблемами в мэрию, например, 2 июля – им скажут, что дом не коммунальной собственности, и откажут в помощи, – предупреждает эксперт.

Что тормозит создание ОСМД?


Не все гладко и с созданием ОСМД. С начала этого года в Харькове зарегистрировано более 30 объединений, но процесс застопорился из-за того, что инициативные группы жильцов не могут получить информацию о собственниках квартир. 

– По законодательству, чтобы создать ОСМД, необходимо оповестить всех собственников многоквартирного дома. Но инициативная группа не может выяснить имена всех. Информацию из Госреестра имущественных прав на недвижимое имущество можно получить на сайте Минюста, у нотариуса и в Центре предоставления админуслуг на Красношкольной набережной. Но данные в реестре имеются только на 50-70% совладельцев, – поясняет амначальника отдела по контролю за деятельностью жилищных кооперативов и ОСМД Департамента жилищного хозяйства горсовета Иван Усачев.

Эти данные есть в архивах горБТИ, но получить их там нереально.

– С  1 января 2013 года поменялось законодательство в отношении регистрации  имущества. До этого момента эти функции выполняло горБТИ, а с 1 января 2013-го –  нотариус территориального округа либо госрегистраторы. Информация, которую они вносят с 1 января 2013 года, отображается в госреестре. Но если квартира была куплена до этой даты – в госреестр она не вносилась и находится  в архивах горБТИ, – объясняет Иван Усачев. – При этом горБТИ на данный момент не является распорядителем информации о собственниках, поскольку с 1 января 2013 года у него забрали функцию регистрации собственности на недвижимое  имущество, и предоставлять эту информацию оно не может. Некоторое время бюро давало эту информацию, но противники ОСМД стали жаловаться, что информация о собственниках – это персональные данные, и они против того, чтобы горБТИ их давало.

В горсовете жильцам, которые организовывают ОСМД, рекомендуют после получения информации из Госреестра, идти по квартирам и знакомиться со своими соседями.
– Тому, с кем знакомство не состоялось, нужно отправить письмо-уведомление о собрании совладельцев, на котором будет решаться вопрос о создании ОСМД, с пометкой «собственнику квартиры №...». На собрании он должен предъявить документ, подтверждающий право собственности. Если же в голосовании он участвовать не будет – известен он инициативной группе или нет, значения не имеет. Для создания ОСМД необходим 51% голосов «за» (голосуют пропорционально занимаемой площади). И этот процент можно собрать без тех, о ком нет информации, – отмечает Иван Усачев.

Кстати, определиться с управителем придется и жилищным кооперативам.

– Квартиры в кооперативах давно не принадлежат кооперативам – жильцы оформили на них право собственности или купили, – говорит Иван Усачев. – Поэтому они должны реорганизоваться в ОСМД либо избрать управителя. Но мы рекомендуем реорганизоваться в ОСМД. На данный момент пять кооперативов уже прошли эту процедуру.

Как застраховаться от мошенников?
Самое главное, по словам Сергея Ряполова, не передавать управителю полномочия права подписи.

– Если передается право подписи тотального управления, то получается, что управитель нанимает подрядчика и сам подписывает акты выполненных работ, что неправильно, потому что нет контроля, – говорит эксперт. – Нужно, чтобы управитель вел хозяйственную деятельность, но за ним был тотальный контроль со стороны жильцов – что и куда  потрачено.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей9 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2773.64 грн
100 USD 2577.25 грн
10 RUB 4.0657 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи