Если президент подпишет принятый Верховной Радой закон о судоустройстве и статусе судей, а также изменения в Конституцию в части правосудия, судьи станут частино неприкосновенными, а адвокаты станут монополистами.
Реформирование было затеяно для того, чтобы судейская система стала политически независимой, а судьи – менее склонными к коррупции и взяточничеству.– Украина вернется к трехуровневой системе: суды первой инстанции, апелляция и Верховный суд, который будет исполнять роль кассационной инстанции, то есть будет высшим органом в системе судоустройства, – поясняет адвокат Роман Лихачев. – Высший административный, Высший хозяйственный и Высший специализированный суды по рассмотрению гражданских и уголовных дел исчезнут. То есть судебную систему упростили путем ликвидации искусственно созданных институтов, поскольку высшие специализированные суды были созданы для влияния на судебную систему в те времена, когда власть хотела контролировать все процессы и не могла себе этого позволить через Верховный суд.
Верховный суд должен быть сформирован в течение шести месяцев, апелляционные – в течение трех лет, а высшие специализированные передадут свои полномочия новосозданному Верховному суду после вступления в силу принятых изменений.
Кроме того, создаются два высших специальных суда – по правам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд.
– Каждое уголовное производство по коррупционному деянию будет попадать в антикоррупционный суд, – уточняет юрист.
Ограничивается и иммунитет судей.
– Им гарантируется неприкосновенность за решения в зале суда, но во всех других случаях их приравнивают к обычным гражданам, – уточняет Роман Лихачев.
Судей будут назначать на конкурсной основе, но бессрочно.
– Поэтому очень важен вопрос их аттестации и переаттестации. Сейчас в Украине около семи тысяч судей, старт «переэкзаменовки» для них пропишут в законе о судоустройстве и статусе судей, – уточнил Роман Лихачев.
По словам министра МВД Украины Арсена Авакова, как минимум 5000 из 7000 судей будут отправлены в отставку.
«Суды будут создаваться заново – никаких автоматических переводов и переходов из старых судов в новые! Только новые конкурсные наборы», – написал он на своей странице в «Фейсбук».
После аттестации оклады судей повысятся. Так, с 1 января 2017 года в местных судах будут платить 23 тыс. грн.; в апелляционных и высших спецсудах – почти 39 тыс. грн. Больше всех будут получать в Верховном суде — 116 тыс. грн.
– Подразумевается, что это позволит очистить судейский корпус от коррупционеров. Поскольку, помимо увеличения окладов, предусмотрены еще и две декларации, – говорит Роман Лихачев. – Судьи должны будут подавать декларацию о своих доходах и доходах всех членов семьи. Эти данные будут оцениваться общественным советом при Высшей квалификационной комиссии судов.
Минимальный возраст для занятия должности судьи повысится с 30 до 35 лет, а минимальный стаж в сфере права – с трех до пяти лет. При этом упраздняется система назначения судей Верховной Радой.
– Будет сформирован Совет правосудия, который будет рекомендовать назначение судьи, давать решение на его арест, увольнение, перевод. Раньше добро на это давала ВР, – говорит Роман Лихачев. – Но прозрачность этой процедуры все равно под вопросом, поскольку представителей общественности в этом Совете правосудия не будет.
Указ о назначении судьи будет подписывать президент.
– Причем для главы государства не прописано полномочий, по которым он может отказать. Но и не прописаны сроки, в течение которых он должен поставить свою подпись. Так что назначение может лежать годами, – видит риски юрист.
В первую очередь, по словам Романа Лихачева, харьковчане на себе ощутят такую новация судебной реформы как введение фактически адвокатской монополии.
– Бывает, человек сам не может присутствовать на судебных заседаниях по разным причинам: из-за болезни, командировки и т. п. Сейчас представлять его интересы в суде может любой совершеннолетний дееспособный гражданин – например, ваш родственник или сосед, не говоря уже об адвокате, – объясняет Роман Лихачев. – Реформа эту схему ломает, и со следующего года в кассации уже должны быть представлены только адвокаты, потом это будет касаться и апелляции, а в 2018 году адвокаты будут представлять абсолютно все дела. И те же родственники, например, участвовать в заседаниях не смогут.
Юрист видит опасность такой ситуации в том, что адвокатура может установить расценки на представительство в суде.
– Например, договориться между собой о минимальной почасовой оплате в 1000 гривен. И люди вынуждены будут платить, поскольку альтернативы не будет, – говорит Роман Лихачев. – Как адвокат я понимаю, что в чем-то эта новация оправдана, поскольку на простого представителя нет никакого влияния, тогда как к адвокату может быть применена дисциплинарная ответственность вплоть до лишения права заниматься адвокатской деятельностью. Но с другой стороны, в случае даже самого простого дела придется нанимать адвоката.
В некоторых случаях выходом может стать вторичная правовая помощь, которая предполагает бесплатного адвоката. Но воспользоваться этой государственной услугой смогут очень немногие.
– Там очень много критериев, под которые большинство населения не подпадает – например, малообеспеченность, ведь ниже минимальной заработной платы, как правило, у нас мало кто имеет доход, – говорит он.
Адвокатская монополия для государственных учреждений вводится с 2020 года.
– Это может отразиться на налогоплательщиках, – предполагает он. – Взять хотя бы Пенсионный фонд, по которому в судах находится огромное количество дел, и на заседания ходят представители ПФ. Для государства будет затратно приобщить к этому процессу адвоката.