В числе пятнадцати членов Совета общественного контроля НАБУ оказался харьковчанин – юрист Харьковского антикоррупционного центра Владимир Рысенко.

У харьковчан появился шанс изнутри узнать, как работает Национальное антикоррупционное бюро и работает ли вообще?

Общественные контролеры заглянут в отчеты НАБУ


Голосование за новый состав Совета общественного контроля (он меняется ежегодно) проходило 2 июня на сайте НАБУ. В его задачи входит несколько функций, в том числе – подбор детективов.

– Несколько человек из совета участвуют в аттестационных комиссиях по приему новых сотрудников в НАБУ, чтобы не пропустить одиозных личностей, например сотрудников правоохранительных органов, замеченных в некорректной деятельности на предыдущем месте работы, – объясняет Владимир Рысенко.

Общественные контролеры участвуют также в дисциплинарных комиссиях.

– Если поступят данные о том, что сотрудник НАБУ замечен в тех или иных  правонарушениях,  дисциплинарная комиссия может начать процедуру наложения дисциплинарного взыскания вплоть до рекомендации об увольнении, – говорит юрист.

А еще совет утверждает отчеты Национального антикоррупционного бюро перед подачей в Верховную Раду.

– Мы не просто утверждаем цифры – например, столько-то обвинительных заключений направлено в суд. Мы должны понимать суть каждого конкретного дела, – подчеркивает Владимир Рысенко. – Посмотрим, как будут прислушиваться к нашему мнению в НАБУ. Пока заседаний на эту тему не было. Сейчас решаются организационные вопросы -- ведь совет только создан.

Начать нужно с прокуратуры и судов


Антикоррупционер с уже определенным опытом (Харьковский антикоррупционный центр существует почти год) считает, что передовой фронт борьбы с коррупцией – прокуратура и суды.  Чтобы люди действительно поверили в то, что страна меняется, они должны видеть неотвратимость наказания. Поэтому так важно, чтобы каждый, кто нарушил закон, понес наказание.

– Прошедшие аттестация и реформа прокуратуры не дали результатов. Произошло просто перемещение прокуроров из одного района в другой, – говорит он. – А ведь их деятельность очень показательна. Если в прокуратуру поступает десять заявлений о совершении уголовного правонарушения, а с обвинительным заключением выходит только два – такие темпы говорят о многом. Еще более наглядны результаты деятельности судей. Если суд в течение 72 часов не может избрать меру пресечения, как это было в ходе процесса над николаевским вице-губернатором, то работу таких служителей Фемиды сложно назвать эффективной, – отмечает Владимир Рысенко.

К слову, европейцы, считающие коррупцию одной из главных проблем в Украине, также настаивают на первоочередности реформы судейской системы.

– Один из базовых принципов в западной системе ценностей – судебная защита права собственности, – говорит Владимир Рысенко. –  В Украине в результате коррупции невозможно защитить свою собственность. Захват чужого имущества – не редкость, а это отпугивает западных инвесторов гораздо больше, чем что-либо еще. Пока они не будут уверены, что судебная система независима не только от власти, но и от коррупции, – сложно рассчитывать на серьезные инвестиции в Украину.

Когда случится перелом?


Как идет борьба с коррупцией? По мнению Владимира Рысенко, здесь важны не темпы, а тенденции.

– Создание НАБУ, или Национального агентства по противодействию коррупции – это отлично, но пока в конкретные дела это не вылилось. А ведь только по результатам громких дел, по которым были бы  осуждены конкретные личности, появятся желающие сообщать об аналогичных правонарушениях. Только тогда мы увидим реальные плоды борьбы с коррупцией. Пока люди боятся быть свидетелями в суде – добиться реальных успехов крайне сложно, – отмечает он. 

Прогнозировать, когда случится этот перелом, юрист не берется.

– Прогнозировать общественное сознание – крайне неблагодарное дело, – улыбается Владимир Рысенко. – Если бы кто-то в августе 2013 года сказал, что через два месяца начнется Майдан, а еще через полгода Янукович не будет президентом – боюсь, над ним бы  посмеялись. Но хочу сказать, что нетерпимость к коррупции в обществе многократно выросла. Это можно судить и по количеству сообщений в СМИ по этой теме, и по количеству поступающих в правоохранительные органы заявлений, – говорит он. – Так, например, активист Александр Ружанский известен своими расследованиями коррупции в военной прокуратуре. А наш Харьковский антикоррупционный центр добился досудебного расследования в отношении должностных лиц Генпрокуратуры. Причем центр сначала подал заявление о совершении уголовного правонарушения представителями ГПУ в НАБУ, но НАБУ направило наше заявление на проверку в... Генеральную прокуратуру. Тогда мы обратились в суд, который признал действия НАБУ неправомерными, обязал бюро внести данные в ЕДРДР и начать досудебное расследование.
Как обратиться в НАБУ?
Основная задача НАБУ, образованного в конце 2015 года, – расследование фактов коррупции среди чиновников и должностных лиц высшего уровня, к которому относятся президент, члены правительства, народные депутаты, госслужащие первой и второй категорий, судьи всех уровней. По словам Владимира Рысенко, сообщить о фактах коррупции в Национальное антикоррупционное бюро может любой гражданин Украины.

– Можно отправить обращение в НАБУ на электронный или почтовый адрес (есть на сайте НАБУ) либо доставить лично, – подсказывает член СОК при НАБУ. – В заявлении необходимо указать факты нарушения и конкретных людей, их допустивших (если они вам известны). НАБУ обязано начать досудебное расследование. Если этого не делается – можно обратиться в суд и обжаловать их действия.