Слова бывают лишними — они ограничивают свободу мышления людей, считает львовский художник Лесь Панчишин, выставка которого открылась в Харьковской муниципальной галерее.

Выставка проходит в рамках галерейной программы «Новые имена», и на этот раз муниципалка решила открыть для харьковского зрителя творчество молодого львовского художника — Леся Панчишина. Чем искусствоведов зацепили работы именно этого живописца?

— Два года назад я был во Львове и увидел в каталоге его работы, — вспоминает куратор выставочной деятельности Харьковской муниципальной галереи Алесь Томась. — Меня удивило, что 23-летний художник пишет очень по-взрослому, его работы имеют зрелые философские составляющие. Так, у него была серия работ «Человеки», где типажами стали люди с немного странными лицами и телодвижениями. Если судить по его творчеству, в других Леся интересуют не обычные портреты, а глубокие переживания людей. Интересно, что он — не только художник, но и видеооператор. Родился в семье музыкантов, отец и брат играют в львовской группе «Патриция». А Лесь выбрал для себя другой путь. Сначала он попробовал себя в съемке клипа, потом начал рисовать. Его приглашают выставляться в разных странах. Например, некоторые работы, представленные на харьковской выставке «Без слов», побывали и в Нью-Йорке.

В экспозицию вошли и ранние, и недавно законченные работы Леся Панчишина самой разной тематики и живописных жанров из нескольких серий. Так, центр экспозиции занимают серии «Ночь», «День», на которых неожиданно для зрителя возникают огромные позолоченные луна и солнце. В последнее время Лесь Панчишин экспериментирует с фактурой — в частности, с позолотой, объясняет Алесь Томась.

Большинство работ львовского автора не имеют названий, поэтому выставка называется «Без слов» — намек на возможность живописи рассказывать о мире собственным языком.

— Почему без слов? Потому что их уже много, — говорит Лесь Панчишин. — Большинство работ не имеют названий: это сделано намеренно, чтобы ничто не отвлекало зрителя от живописи, чтобы он смог сначала познакомиться с художником, с его стилем, избранными мотивами. Хочется не слов, а больше действий, больше конкретики.

У Леся Панчишина много семейных набросков, говорит куратор выставки. Для харьковской экспозиции выбрали четыре, среди них — портреты отца и дяди. А еще на выставке красуется работа с единственным персонажем — голой ногой самого художника. По словам Алеся Томася, Лесь Панчишин называет эту работу автопортретом. К слову, в экспозиции есть еще одна работа с изображением ноги и ступни розово-малинового цвета — не исключено, что тоже автопортретная. Еще один автопортрет — человек с несущимися из головы мыслями-схемами. Рядом — похожее по тематике изображение человека с кашей в голове.

Выставка «Без слов» завершит работу 1 июля.