По легенде ровно в полночь в этот праздник в глубине леса расцветает никогда не цветущий папоротник. Загадочный цветок смогут заметить только настоящие влюбленные.

На Слобожанщине вовсю праздновали Ивана Купала


– Празднику Ивана Купала уже более двух тысяч лет – он существует еще с дохристианских времен, – рассказывает этнолог, ведущий популяризатор украинских традиций Харьковской, Полтавской и Сумской областей, кандидат исторических наук Елена Щербань. – Это, пожалуй, единственный языческий сохранившийся до сих пор праздник, на который почти не повлияло христианство. Этот праздник отмечали во всей Украине, в том числе и на Слобожанщине – в частности, в конце ХVIII – начале ХХ веков. Об этом свидетельствуют купальские песни.

Ночь на Ивана Купала считается магической. Только в купальскую ночь молодежи позволялось шалить, заигрывать друг с другом, целоваться, обниматься (вступать в интимные отношения), после Ивана Купала парень должен был жениться на девушке, с которой он заигрывал.

По словам специалиста, Ивана Купала – это праздник молодежи и дозволенной любви. Наши предки отмечали его в ночь с 6 на 7 июля (по современному календарю). В эту ночь играли свадьбу Купала и Марены – это символизировало союз мужского и женского начал, двух стихий (Купало – воплощение огня, Марена – воды).

Очищение происходило и огнем, и водой


Ивана Купала желательно праздновать возле воды – например, пруда, но лучше возле реки – текучей воды. Подготовка к празднику начиналась еще на рассвете. Парни скашивали траву на поляне, на которой предполагались все действа, готовили дрова для огромного ночного костра, приносили солому, которую нужно было обязательно украсть (из нее делали чучело Купала). Девушки плели венки из цветущих целебных трав – в том числе и из полыни, которая, по поверьям, отгоняет нечисть. Несколько венков они плели для себя, причем один был особенным, магическим: создавая его, девушка мечтала о парне, который ей нравится, и загадывала желание выйти за него замуж. В течение праздника она стремилась надеть его на избранника, а вечером спускала на воду.

На Ивана Купала приходили обязательно свежевымытыми, в чистой одежде.

– Вечером девушкам только на Ивана Купала разрешалось снимать юбки и плахты и оставаться в нижней сорочке, – отмечает специалист. – К слову, сейчас современные девушки надевают вышитые длинные одеяния, полагая, что это платья. На самом деле это – нижние сорочки, в которых, если следовать традициям, ходить стыдно. Девушки в сорочках и венках шли к речке, парни пытались им мешать – украсть венок например. В этот день было очень важно обливаться водой: изо рта, из пригоршни, из ковшика (если кто запасся им). Это означало, что участник праздника очищен не только огнем, но и водой – символом мощи, энергии, здоровья. Еще это символизировало вызов дождя, чтобы не было засухи. Понятно, что облитые водой девушки в мокрых сорочках становились еще привлекательнее. Кроме того, им было холодно, что служило еще одним поводом для парней обнять их, согревая.

В течение праздника все веселились, пели, водили хороводы, устраивали застолье: приносили хлеб, пироги, вместе варили из злаков (ячневую или пшеничную) кашу, жарили яичницу. Вероятнее всего, на Ивана Купала употребляли слабый алкоголь – пиво или брагу (о водке, по данным Елены Щербань, в исторических источниках упоминаний нет).

Через купальский костер можно прыгать только парами


Кульминация праздника наступала вечером.

– Из скошенной утром и высушенной за день травы девушки делали два чучела – Купала и Марены, – говорит Елена Щербань. – После захода солнца их сжигали на костре, что символизировало свадьбу. Затем пары – парни и девушки, взявшись за руки, прыгали через огонь, причем перепрыгивать нужно было не через дым или угли, а именно через пламя. Люди верили, что огонь обладает целебной могущественной силой -- таким образом они проходили обряд очищения от прошлого и вместе были готовы к новой жизни. Сейчас через купальский костер прыгают все: и дети, и люди в одиночку, и не близкие друг другу взрослые. Между тем, по традициям Ивана Купала, прыгать через огонь могли только пары, которые решили связать свои судьбы, или уже семейные пары.

Продолжая тему борьбы огня и воды, догоревший костер заливали водой из реки, причем воду приносили все, набрав в рот.

Досыта навеселившись, напевшись и натанцевавшись, пары разбредались по лесу искать мистический цветок папоротника.

Венки символизировали кольца


– По поверьям ровно в полночь расцветает папоротник (к слову, традиция праздновать Новый год в полночь идет со времен Ивана Купала), – говорит этнолог. – В природе это растение не цветет, но до сегодняшнего дня сохранились легенды и сказки о том, что именно в эту волшебную ночь рождения искренней любви, слияния огня и воды происходит чудо – появляется цветок счастья, удачи и благополучия. Цветок ищут все, но находят только парами, причем увидеть его могут только по-настоящему  влюбленные.
На Ивана Купала в борьбе огня и воды побеждает вода.

– Праздник завершался пусканием венков на воду, – поясняет Елена. – Девушки спускали венки (символ обручального кольца) с вставленной в него свечой на воду, загадывая желание, – как правило, выйти замуж за любимого. Вода уносила желание, и девушка верила, что оно сбудется. Если венок тонул, это было плохим знаком.

После празднования Ивана Купала парни начинали сватать своих избранниц, и наступала пора подготовки к свадьбам.