Правозащитники выявили в Харьковской области проявления дискриминации в отношении вынужденных переселенцев.

Наиболее ярко она проявляется при аренде жилья, трудоустройстве, в отношениях с местным населением, а также в медицинской сфере и судебной системе.

В рамках проекта «Гражданский центр оценки проявлений дискриминации в отношении временно перемещенных лиц на территории Харьковской области», который с февраля 2016 года реализуется Чугуевской правозащитной группой на Харьковщине, было проведено анкетирование переселенцев. Сотня опрошенных переселенцев подтвердили: дискриминация есть.

— 30% опрошенных отметили, что им отказывали при попытке аренды жилья на том основании, что они являются переселенцами. Либо же, как отметили 20% анкетированных, собственник завышал стоимость аренды, узнав, что его пытается снять переселенец, — рассказывает о результатах исследования юрист Чугуевской правозащитной группы Орыся Пекаренина. — 19% опрошенных отказывали в приеме на работу. Работодатели объясняют это тем, что человек устраивается непонятно на какой срок, а на то, чтобы подготовить квалифицированного специалиста — в него нужно вложить время и деньги. Кстати, мы проанализировали объявления по поводу сдачи жилья — практически в каждом третьем из них сказано: «переселенцам не беспокоить». 11% ВПЛ сетовали на то, что в банках им отказывают в оформлении кредитов, открытии счетов. Возможно, это связано с тем, что пенсионерам-переселенцам сейчас велено открывать свои электронные пенсионные удостоверения исключительно в «Ощадбанке». Что тоже является проявлением дискриминации, поскольку человека лишили права самостоятельно выбирать финучреждение, где он хочет обслуживаться. Тем более что для переселенцев, которые проживают в сельской местности, это сопряжено еще и с неудобствами: не в каждом маленьком населенном пункте есть отделение именно этого банка. У 38% респондентов возникли проблемы с получением пенсий и соцвыплат.

Как добавил председатель Черниговской правозащитной группы Роман Лихачев, скоро суды будут буквально завалены исками от переселенцев относительно возобновления пенсий и соцвыплат.

— Если раньше их сдерживало то, что необходимо заплатить судебный сбор — порядка 600 гривен, то сейчас переселенцев освобождают от его уплаты, — говорит он. — Если невыплаты пенсий, соцпособий будут продолжаться — исков будет масса.

Дискриминация переселенцев в Харьковской области наиболее ярко проявляется при аренде жилья, трудоустройстве, в отношениях с местным населением, а также в медицинской сфере и судебной системе.  Таковы данные анкетирования, которое провела Чугуевская правозащитная группа.

На вопрос «Как отреагировали соответствующие службы на жалобу переселенца», 3% опрошенных сообщили, что помощь была предоставлена, а 7% посетовали на отсутствие таковой. Остальные же вообще решили, что жаловаться бесполезно.

Кстати, как заметила юрист Чугуевскорй правозащитной группы Орыся Пекаренина, в сельской местности переселенцы сталкиваются с дискриминацией гораздо реже.

— Там переселенцы говорили, что местные жители помогают им и с едой, и с жильем, и органы власти относятся к ним более лояльно, — говорит она.

Переселенцы — на грани выживания


По словам Романа Лихачева, один из показательных моментов, который правозащитники обнаружили в ходе исследования, касается я медицины, в частности, выдачи переселенцам бесплатных рецептов.

— Ряд городов Харьковской области в связи с недостаточным количеством бюджетных средств на медицину решили по льготным программам дать негласную команду врачам — не выписывать льготные рецепты. Согласно законодательству переселенцу должны выписывать льготный рецепт, с которым он идет в аптеку и бесплатно получает лекарство, а местный бюджет компенсирует аптеке его стоимость. В первую очередь выписывают такие рецепты местным жителям, а уже в последнюю — что осталось — переселенцам, а по сути — просто не выдают. Именно эта категория людей поставлена сейчас на грань выживания. Это просто кощунственно, ведь стоимость необходимых препаратов по той же онкологии исчисляется десятками тысяч гривен! Когда этот вопрос был поднят на круглом столе в Чугуеве, местный мэр предложила писать переселенцам заявление на материальную помощь.

По словам Романа Лихачева, главные нарушители, которые очень часто дискриминационно обращаются с ВПЛ, по мнению самих же переселенцев, — это Пенсионный фонд и управления труда и соцзащиты.

— На прошлой неделе к нам на прием приходила бабушка, больная сахарным диабетом, которой вот уже несколько месяцев не выплачивают пенсию. Она подала заявление в Чугуевский ПФ, его уже больше трех недель рассматривают. За что ей жить — непонятно. И таких случаев — тысячи, — говорит он. — Яркий пример — в Изюме: раньше соцпомощь здесь получали 25 тысяч переселенцев, сейчас — три тысячи. Понятно, что 22 тысячи человек одномоментно оттуда не выехало. Часть действительно переехала в другие районы, кто-то вернулся домой — но основной части просто решили прекратить выплаты.

Есть дискриминация переселенцев, по словам правозащитников, и в судебной системе.

— На законодательном уровне заложено, что переселенец, проживая в Харьковской области, должен ехать судиться на неоккупированную территорию, куда был перенесен суд с оккупированной территории. Яркий пример — женщина, у которой на содержании маленький ребенок должна была порядка пяти раз съездить в суд Донецкой области для того чтобы лишить отца (который был даже судим за неуплату алиментов) родительских прав, — рассказывает Роман Лихачев.

Ответ омбудсмена поставил в тупик


Собрав информацию, правозащитники направили запросы в соответствующие инстанции, дабы понять замечали ли госслужащие проявления дискриминации относительно вынужденных переселенцев и как на это реагировали.

— На что чиновники в один голос заявили: проявлений дискриминации относительно ВПЛ они не фиксировали и какого-то особого отношения к ним ни со стороны местных жителей, ни со стороны работодателей или госорганов не наблюдается, — отмечает эксперт Чугуевской правозащитной группы Юрий Чумак.

Кроме того, правозащитники направили запрос уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, чтобы понять, обращались ли переселенцы с Харьковщины с жалобами— на дискриминацию в их отношении.

— В ответе омбудсмена сообщается, что с 1 января 2014 по 13 мая 2016 года поступило 63 обращения. Но в ходе работы над обращениями было выявлено, что факты дискриминации не установлены, — рассказывает Юрий Чумак. — Вместе с тем омбудсмен признала наличие дискриминационных норм в самих нормативно-правовых актах! И даже пыталась оспорить один из них — Постановление Кабмина от 4 марта 2015 года «Некоторые вопросы оформления и выдачи справки о взятии на учет….».

По словам Юрия Чумака, результаты исследования и соответствующие рекомендации правозащитники отправят в органы местной власти и в течение полугода — до декабря 2016 — будут проводить мониторинг и следить, как изменяется на Харьковщине ситуация по этому вопросу.