В мастерской харьковского художника-реставратора Владимира Болотина высится гора разнокалиберных старых чемоданов, на полках стоят патефоны и сотни пластинок, а на подоконнике тикают несколько старинных часов.

Это собранные в разные периоды коллекции, и что станет объектом следующего собирательства, харьковчанин не загадывает — любит, когда желание возникает внезапно.

Сердце реставратора покорили пластинки


В детстве Владимир Болотин ничего не собирал и с удивлением смотрел на тех, кто увлекался коллекционированием. Эта страсть пришла неожиданно для него самого и началась около 20 лет назад, когда Владимир Павлович пришел на работу в Харьковский филиал Национального научно-исследовательского реставрационном центре. Вероятно, на мысль о собирательстве натолкнула деликатная работа художника-реставратора с любопытнейшими раритетами. Первым толчком стала музыкальная тема.

— В первые же годы работы я был отравлен желанием собирать интересные вещи. Начал в пластинок — сначала собирал классику рока, потом перешел на джаз. Любил искать пластинки на блошиных рынках за рубежом — правда, это было большей частью развлечение, потому что денег в поездках было немного. Зато удавалось делать покупки в Харькове на барахолках. Бывает, купишь пластинку за 60 гривен, начинаешь искать ее в Интернете и выясняешь, что она стоит 250 долларов. Сейчас их у меня немного пластинок, — всего около 800, — скромничает Владимир Болотин. — Затем начался другой всплеск — патефоны. Однажды мне принесли на ремонт патефон, и я понял хочу такой же. Знакомые стали нести мне патефоны. Часть из них стоит у меня на работе, часть я раздарил, а один экземпляр знакомый попросил для бара в старом терминале аэропорта. Патефон и старая пластинка пригодились для создания духа 1950-х годов. Был период, когда у меня был другой бум — я покупал старые номера с харьковских домов. Самый, пожалуй, любопытный из них — с надписью «Совнаркомовская», которую уже переименовали. Судя по облупленности, этому номеру уже около сорока лет.

Любимый чемодан коллекционер больше не берет в дорогу


Самой, пожалуй, колоритной страстью, которая тоже возникла нежданно-негаданно, стали дорожные чемоданы. Дебютный в коллекции Владимира Болотина чемодан пожаловал из-за океана.

— Как-то жена увидела фото оригинальных полок на всю стену, сделанных из разных по величине чемоданов. Конечно, в нашей небольшой квартире такие полки заняли бы слишком много места, но эта идея стала для меня толчком, — рассказывает коллекционер. — К этому времени у меня был чемодан, который я купил около 15 лет назад на распродаже в Америке. Он выглядел как старый, изготовленный в середине ХIХ века, хотя на самом деле обыл сделан, скорее всего, около 50 лет назад. Насколько я заметил, американцы нередко пользуются тем, что придумано очень давно, и до сих производят, например, саквояжи по старому образцу. Чемодан сделан из черного картона, но при толщине около 2–3 миллиметров он прочен, как металл: на него можно без опаски садиться. Его длина — около полутора метров, поэтому имеет две ручки, чтобы модно было нести вдвоем. Мало того — он обит массой металлических штучек, снабжен навесными замочками — в общем, на нем столько всевозможных подробностей, что я просто не смог пройти мимо. Чемодан обошелся всего в пять долларов. Он очень вместительный — примерно литров на 200 (немногим меньше объема домашней ванны), и когда я возвращался домой, мне удалось уложить в него все вещи, которые у меня были.

К слову, в удивительный и огромный чемодан, в который  Владимир легко поместил все свои вещи, он оправил в Украину морем. Около двух месяцев о поклаже не было ни слуху не духу, и коллекционер даже и позабыл о нем, но спустя два месяца чемодан вернулся к владельцу. Этот экспонат сих пор остается самым любимым, хотя реставратор больше не берет его в поездки — жалко. Обходится сумками и рюкзаками.

Через несколько лет снова пришло чемоданное настроение


После покупки первого чемодана прошло несколько лет, на протяжении которых наблюдалось чемоданное затишье. Но потом произошел второй всплеск собирательства — когда Владимир Болотин начал утолять любопытство на барахолке на Центральном рынке.

— К тому времени я уже начал собирать пластинки и снова наткнулся на любопытный экземпляр — чемодан с интересными хромированными дугами, накладками и заклепками. Ему исполнилось около 70 лет. Позже на нашей барахолке я купил еще несколько чемоданов, изготовленных до и сразу после Второй мировой войны. Они сделаны из дерева, фанеры и картона, которые не пострадали даже спустя десятилетия, — перечисляет Владимир достоинства экспонатов.

Дорожные чемоданы Владимиру привозили друзья, а еще он искал их на мусорках. К слову, нашел большой качественный чемодан из натуральной кожи примерно середины прошлого века. А в Канаде наткнулся на вещь, которая стала самым древним экспонатом коллекции. Реставратор предполагает, что чемодан был изготовлен в 1920-е годы.

Потом Владимир Болотин поостыл к редким чемоданам. Столь громоздкие экспонаты просто уже негде размещать — ни дома, ни на работе. Правда, кожаный чемодан из коллекции уже забрал себе сын Владимира — для колоритного декора квартиры. А остальные могут еще пригодиться — идея сделать из них интересную полку не покидает семью.
Владимир Болотин продолжает покупать пластинки, но не исключено, что очень скоро он найдет новую интересную нишу в коллекционировании. Пока реставратор даже не предполагает, что он будет собирать дальше.

— Люблю, когда это желание возникает спонтанно, — делится коллекционер.