24 июня 1934 года «главному городу Украины» пришлось отдать это звание Киеву.

Столицу из Харькова провожали пафосно: представители властей не скупились на длинные речи, а военные прошлись по городу парадом. Из теплых насиженных кресел чиновники — от мала до велика — уезжали в Киев на специальном поезде.

После Октябрьской революции 1917 года столицу Украинской СССР большевики решили делать в Харькове — уж больно в Киеве было неспокойно. Впрочем, и столица Слобожанщины тоже неоднократно переходила от белых к красным и наоборот.

— Харьковчане, ложась спать вечером, не знали, что будет, когда проснутся — какие войска они увидят за окном, — говорит сотрудник Исторического музея им. Н. Сумцова Валентина Казус. — Харьков переходил из рук в руки 8 раз. В 1919 году правительство перебралось на новое место в Харьков, однако скоро их выбили деникинцы. Наконец, в декабре того ж года белогвардейцев удалось вытеснить навсегда.

Город выглядел ужасно: разбитые дороги, вырубленные деревья, которыми горожане отапливали свои дома зимой. Не было электричества и отопления, свирепствовали болезни… Но как только Харьков назначили столицей и подключили к финансированию, буквально за 3–4 года город возродился. Мусор убрали, деревья высадили, дороги восстановили, провели электричество, началось бурное массовое строительство.

За 15 лет появился аэропорт, первый советский небоскреб Госпром, самая большая в Европе площадь Свободы, памятник Тарасу Шевченко, много заводов, в том числе и ХТЗ. Из Киева переехали сотни учреждений с тысячами сотрудников.

Население Харькова увеличилось вдвое (в 20-е годы — более 400 тысяч человек, а накануне войны — более 900 тысяч). Кроме того, город разросся за счет присоединения ближайших районов и небольших населенных пунктов. Так, например, район ХТЗ раньше строился как город-спутник Харькова и только позже стал полноценной частью города.

Харьков стал Меккой для творческих людей со всей страны. Новые спектакли, литературные объединения, расцвет творческой жизни. Одним из самых популярных заведений стал театр «Березиль» Леся Курбаса. Его новаторские авангардные постановки собирали полные залы. В стенах «Березиля» собрался цвет украинской культуры: актеры Амвросий Бучма и Наталья Ужвий, Марьян Крушельницкий и др. Расцвела и литература — Павло Тычина, Владимир Сосюра, Николай Кулиш, Николай Зеров и множество других.

Переезд столицы назад, в Киев, инициировал сам Сталин: решение это было принято еще в январе 1934 года. О причинах такого решения мнения историков расходятся: по одной из версий — это улучшение культурного строительства в стране, украинизация населения, по другой — удобное расположение Киева, и как следствие — контроль развития сельского хозяйства и промышленности.

— Переезд планировался заранее, — говорит кандидат исторических наук, профессор Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина Сергей Куделко. — Тогда принималось решение, кто поедет в Киев, а кто останется в Харькове, где разместить организации на новом месте. Кроме того, в то время некоторые учреждения переезжали из Киева в Харьков, чтобы освободить место для тех, кто вернется в новую столицу.

Так что процесс переезда для многих организаций затянулся на годы — архивы, библиотеки не могли покинуть прежнее место в один момент.

Когда Харьков перестал быть столицей, он отчасти сумел удержать тот уровень, которого достиг. «Трамплина» было достаточно, чтобы развивать свой город и стараться держать высокую планку. Доказательством этому может служить, например, тот факт, что в 1939 году в Харькове построили вторую линию троллейбусного сообщения, когда в Киеве такого еще не было.