На протяжении почти ста лет уникальные, единственные в Украине росписи знаменитого художника Николая Самокиша в подъезде дома на Мироносицкой варварски уничтожают.

Их забеливают, закрашивают слоями обычной для панелей жилых домов краской, на ней устанавливают батареи, а жители и гости дома разрисовывают историческое наследие маркерами и фломастерами. Больше трех десятков лет харьковские активисты обращаются во все инстанции с просьбой восстановить знаменитую живопись, но их просьбы остаются без ответа. Судьба исчезающих росписей в Харькове взволновала художников из Италии.

Интерьер дома напоминал разрисованный сундук


Дом на Мироносицкой, 44 — памятник украинского модерна — был построен в 1914 году и расписан выдающимися украинскими мастерами живописи Николаем Самокишем и Сергеем Васильковским, рассказывает кандидат искусствоведения, доцент кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, член Консультативного совета по вопросам охраны культурного наследия Управления культуры и туризма ХОГА Вячеслав Шулика. В те времена интерьер дома напоминал разрисованный сундук. Николай Самокиш расписал лестницы вестибюля растительным орнаментом, а Сергей Васильковской на северной стене лестницы разместил живописное панно, написанное на холсте и наклеенное на стену. Панно со слобожанским пейзажем напоминало окно, расположенное среди орнаментальной композиции.

После революции 1917 года уникальные росписи не пощадили.

— В 1930-е годы здание передали в ведомство НКВД, и бывший особняк превратили в многоквартирный дом, заселенный офицерами безопасности, — рассказывает Вячеслав Шулика. — Затем из-за острой нехватки жилья в столичном Харькове двухэтажный особняк с куполом, который венчал эркер, перестроили в четырехэтажную коробку — правда, сохранился эркер и шестигранные окна первых этажей. Росписи лестницы не были полностью утрачены, но их снизу до половины закрасили малярной краской, а сверху — мелом. Живописное панно Сергея Васильковского, утратившее из-за небрежного отношения первоначальную красоту, было уничтожено стараниями работников ЖЭКа: при плановых ремонтах восстанавливалось малярное покрытие, под которым скрылись росписи. От работы художника остались лишь следы.

В 1983 году жители дома обращались к городским властям с просьбой отреставрировать росписи знаменитых художников, но их просьба не была услышана, говорит Вячеслав Шулика.

Росписи изуродовали цементом, побелкой, краской, карандашами


В конце 2006 года Вячеслав Шулика вместе со студентами кафедры реставрации станковой и монументальной живописи начал собирать материалы о росписях.



— Росписи в доме покрывали стены фойе и лестницы, — описывает состояние знаменитой работы Николая Самокиша реставратор. — На росписях в фойе здания изображены орнаментальные композиции из вазонов, букетов полевых цветов, веток цветущих растений, бегунков, которые обрамляют периметр потолка и плафон. Двери из вестибюля в холл обрамлены стеблями красных маков и бутонами. Сверху стена завершается резным фризом, в котором были использованы гроздья винограда, стилизованные под треугольники. Росписи на южной стене лестницы сохранились лучше, чем остальные. Это симметричная композиция из цветов. В центре — цветок на расщепленном стебле, а к нему с обеих сторон наклонены желтые розы и фиолетово-розовые колокольчики. Южная стена отличается тем, что сверху заканчивается двумя восьмигранными колоннами, на которых размещен геометрический орнамент. Особых потерь изображения роспись не имеет. Некоторые потери красочного слоя произошли в том месте, где во время реконструкции дома были достроены новые лестницы. На росписях были строительные загрязнения, около 40% росписей покрыты краской, следами побелки, цемента, маркера, карандаша, наклеенной бумаги.

Состояние росписей взволновало иностранцев


Сильные разрушения были обнаружены на одной из стен, в середине которой размещен дымоход: в начале 2000-х годов вода, накопившаяся в дымоходе, начала просачиваться через стену подъезда, разрушая росписи. Вячеслав Кулиш со студентами приступили к восстановлению фрагмента росписи Николая Самокиша.

— Нам пришлось удалить 7 слоев разной краски (а для этого нужно было подобрать разные растворы), штукатурки, шпаклевки, надписи маркером и карандашом. Пробные раскрытия и реставрация фрагментов росписей длились около двух месяцев, — говорит Вячеслав Шулика. — В течение трех лет мы наблюдали за состоянием росписей и могли с уверенностью сказать, что наши реставрационные мероприятия позволяли их сохранить. Эти работы привлекли к себе внимание научных кругов Харькова и СМИ. При этом возникла другая проблема. Из-за безразличного отношения некоторых жителей и гостей дома на отреставрированных фрагментах снова появились механические повреждения, царапины и надписи. Кроме того, из-за отсутствия нормального освещения роспись медленно темнеет и желтеет, поэтому если город или государство предоставит средства на комплексную реставрацию росписей, нужно установить необходимое освещение и охрану объекта. Эти росписи — национальное достояние, поэтому требуют музеефикации и соответствующего к себе отношения. Сейчас это единственная монументальная работа Николая Самокиша в Украине, которая сохранилась хотя бы на 60%.

— В начале лета нынешнего года к нам в гости приезжала итальянка, — рассказывает арт-директор галереи «Костюринський провулок» Наталья Нечепуренко. — Когда она увидела, в каком состоянии находятся уникальные росписи Николая Самокиша, сказала, что в Италии есть художники, которые готовы приехать в Харьков на волонтерских началах, чтобы восстановить культурное наследие. Иностранцы очень откликаются на такие вопросы и готовы помочь нам делом. Они готовы работать бесплатно, а наша задача — оплатить итальянским художникам только проживание, питание и материалы.

«Нам не нужно никаких варягов»


Вячеслав Шулика уверен: реставрацию росписей нельзя доверять иностранцам.

— Нам не нужно никаких варягов, — говорит он. — Во-первых, это архитектурный памятник, и вопрос о реставрации нужно решать на самом высшем уровне. Во-вторых, мы не знаем уровня квалификации художников-волонтеров, а в Харькове есть достаточно много опытных реставраторов. Почему-то существует мнение, что европейские реставраторы лучше наших. В Европе есть классные специалисты, но не факт, что именно классные приедут работать в Харьков. В Польше, например, немало отличных мастеров реставрации, но то, что они делают сейчас в некоторых костелах Львовской области, иначе как дилетантизмом назвать невозможно. Вряд ли город выделит деньги на восстановление росписей, поэтому нужно искать спонсоров.