Харьков

  • 1997
  •  / 

Итальянцы готовы спасать в Харькове уникальные росписи

фото: Дмитрий Колоней

Итальянцы готовы спасать в Харькове уникальные росписи
На протяжении почти ста лет уникальные, единственные в Украине росписи знаменитого художника Николая Самокиша в подъезде дома на Мироносицкой варварски уничтожают.
Их забеливают, закрашивают слоями обычной для панелей жилых домов краской, на ней устанавливают батареи, а жители и гости дома разрисовывают историческое наследие маркерами и фломастерами. Больше трех десятков лет харьковские активисты обращаются во все инстанции с просьбой восстановить знаменитую живопись, но их просьбы остаются без ответа. Судьба исчезающих росписей в Харькове взволновала художников из Италии.

Интерьер дома напоминал разрисованный сундук


Дом на Мироносицкой, 44 — памятник украинского модерна — был построен в 1914 году и расписан выдающимися украинскими мастерами живописи Николаем Самокишем и Сергеем Васильковским, рассказывает кандидат искусствоведения, доцент кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, член Консультативного совета по вопросам охраны культурного наследия Управления культуры и туризма ХОГА Вячеслав Шулика. В те времена интерьер дома напоминал разрисованный сундук. Николай Самокиш расписал лестницы вестибюля растительным орнаментом, а Сергей Васильковской на северной стене лестницы разместил живописное панно, написанное на холсте и наклеенное на стену. Панно со слобожанским пейзажем напоминало окно, расположенное среди орнаментальной композиции.

После революции 1917 года уникальные росписи не пощадили.

— В 1930-е годы здание передали в ведомство НКВД, и бывший особняк превратили в многоквартирный дом, заселенный офицерами безопасности, — рассказывает Вячеслав Шулика. — Затем из-за острой нехватки жилья в столичном Харькове двухэтажный особняк с куполом, который венчал эркер, перестроили в четырехэтажную коробку — правда, сохранился эркер и шестигранные окна первых этажей. Росписи лестницы не были полностью утрачены, но их снизу до половины закрасили малярной краской, а сверху — мелом. Живописное панно Сергея Васильковского, утратившее из-за небрежного отношения первоначальную красоту, было уничтожено стараниями работников ЖЭКа: при плановых ремонтах восстанавливалось малярное покрытие, под которым скрылись росписи. От работы художника остались лишь следы.

В 1983 году жители дома обращались к городским властям с просьбой отреставрировать росписи знаменитых художников, но их просьба не была услышана, говорит Вячеслав Шулика.

Росписи изуродовали цементом, побелкой, краской, карандашами


В конце 2006 года Вячеслав Шулика вместе со студентами кафедры реставрации станковой и монументальной живописи начал собирать материалы о росписях.



— Росписи в доме покрывали стены фойе и лестницы, — описывает состояние знаменитой работы Николая Самокиша реставратор. — На росписях в фойе здания изображены орнаментальные композиции из вазонов, букетов полевых цветов, веток цветущих растений, бегунков, которые обрамляют периметр потолка и плафон. Двери из вестибюля в холл обрамлены стеблями красных маков и бутонами. Сверху стена завершается резным фризом, в котором были использованы гроздья винограда, стилизованные под треугольники. Росписи на южной стене лестницы сохранились лучше, чем остальные. Это симметричная композиция из цветов. В центре — цветок на расщепленном стебле, а к нему с обеих сторон наклонены желтые розы и фиолетово-розовые колокольчики. Южная стена отличается тем, что сверху заканчивается двумя восьмигранными колоннами, на которых размещен геометрический орнамент. Особых потерь изображения роспись не имеет. Некоторые потери красочного слоя произошли в том месте, где во время реконструкции дома были достроены новые лестницы. На росписях были строительные загрязнения, около 40% росписей покрыты краской, следами побелки, цемента, маркера, карандаша, наклеенной бумаги.

Состояние росписей взволновало иностранцев


Сильные разрушения были обнаружены на одной из стен, в середине которой размещен дымоход: в начале 2000-х годов вода, накопившаяся в дымоходе, начала просачиваться через стену подъезда, разрушая росписи. Вячеслав Кулиш со студентами приступили к восстановлению фрагмента росписи Николая Самокиша.

— Нам пришлось удалить 7 слоев разной краски (а для этого нужно было подобрать разные растворы), штукатурки, шпаклевки, надписи маркером и карандашом. Пробные раскрытия и реставрация фрагментов росписей длились около двух месяцев, — говорит Вячеслав Шулика. — В течение трех лет мы наблюдали за состоянием росписей и могли с уверенностью сказать, что наши реставрационные мероприятия позволяли их сохранить. Эти работы привлекли к себе внимание научных кругов Харькова и СМИ. При этом возникла другая проблема. Из-за безразличного отношения некоторых жителей и гостей дома на отреставрированных фрагментах снова появились механические повреждения, царапины и надписи. Кроме того, из-за отсутствия нормального освещения роспись медленно темнеет и желтеет, поэтому если город или государство предоставит средства на комплексную реставрацию росписей, нужно установить необходимое освещение и охрану объекта. Эти росписи — национальное достояние, поэтому требуют музеефикации и соответствующего к себе отношения. Сейчас это единственная монументальная работа Николая Самокиша в Украине, которая сохранилась хотя бы на 60%.

— В начале лета нынешнего года к нам в гости приезжала итальянка, — рассказывает арт-директор галереи «Костюринський провулок» Наталья Нечепуренко. — Когда она увидела, в каком состоянии находятся уникальные росписи Николая Самокиша, сказала, что в Италии есть художники, которые готовы приехать в Харьков на волонтерских началах, чтобы восстановить культурное наследие. Иностранцы очень откликаются на такие вопросы и готовы помочь нам делом. Они готовы работать бесплатно, а наша задача — оплатить итальянским художникам только проживание, питание и материалы.

«Нам не нужно никаких варягов»


Вячеслав Шулика уверен: реставрацию росписей нельзя доверять иностранцам.

— Нам не нужно никаких варягов, — говорит он. — Во-первых, это архитектурный памятник, и вопрос о реставрации нужно решать на самом высшем уровне. Во-вторых, мы не знаем уровня квалификации художников-волонтеров, а в Харькове есть достаточно много опытных реставраторов. Почему-то существует мнение, что европейские реставраторы лучше наших. В Европе есть классные специалисты, но не факт, что именно классные приедут работать в Харьков. В Польше, например, немало отличных мастеров реставрации, но то, что они делают сейчас в некоторых костелах Львовской области, иначе как дилетантизмом назвать невозможно. Вряд ли город выделит деньги на восстановление росписей, поэтому нужно искать спонсоров.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей30 апреля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.6611 грн
100 USD 2656.09 грн
100 EUR 2903.11 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи