С 1 сентября ученики 1-4 классов будут учиться по обновленным программам. С новшеств в начальной школе Министерство образования и науки планирует начать реформирование общего среднего образования в Украине.

В ближайшее время Коллегия Министерства образования и науки примет обновленные программы для начальной школы.

— Обновление существующих программ начальной школы — это беспрецедентная акция, — сообщила министр образования и науки Украины Лилия Гриневич. — По результатам опроса учителей и родителей, ученики начальной школы очень перегружены, много информации в программах не отвечает возрастным особенностям детей, процесс обучения и тексты отбивают охоту детей к учебе. Мы должны осовременить то, что изучает ребенок в начальной школе, забрать тот материал, который не отвечает возрастным особенностям, повлиять на то, чтобы дети не теряли интерес к учебе.

Переформатирование сделали публичным


По словам Лилии Гриневич, переформатирование сделали публичным, выложив существующие программы в свободном доступе в интернете. В их обсуждении приняли участие четыре тысячи участников: учителя, ученые, родители, которые высказывали свои мнения и предложения.

— Такой огромный резонанс свидетельствует о том, насколько наболели проблемы начальной школы, — считает министр. — Таким образом, 14 учебных программ прошли сканирование через общественное, экспертное и научное обсуждение. Сейчас уже выложена поправленная версия программ, и происходит вторая фаза ее обсуждения, результаты которого будут вынесены 4 августа на обсуждение Коллегии МОН. С 1 сентября наши дети в начальной школе будут учиться по обновленным программам начальной школы.

Английский — раньше, чем украинский


В качестве примера Лилия Гриневич называет существовавшую до сих пор программу по английскому языку для 1-го класса: в то время как первоклашки только учатся писать на украинском языке, шестилетние дети должны были уметь писать на английском языке слова и предложения. В обновленной программе в начале изучения английского языка первоклашки будут гораздо больше времени устно общаться с учителем и пополнять свой лексический запас. В программе по украинскому языку сняты требования строить схемы предложений и предложения по схемам — больше внимания будут уделять развитию устной речи детей. В программе по физкультуре большая часть времени отводилась катанию на лыжах и коньках, а игр и интересной развивающей физической деятельности, присущей детям такого возраста, было мало. По словам Лили Гриневич, недочеты есть в программах по каждому предмету. Одно из новшеств — с учителей снимут «повинность» обязательного распределения часов по темам: учитель сам будет решать, какую тему сколько уроков нужно преподавать.

Дополнительные материалы для младших школьников


Как сообщила Лилия Гриневич, для начальной школы готовятся и методические рекомендации, и дополнительные учебные материалы

— В частности, одна из рекомендаций — пока первоклассники не получили навыки письма, им лучше писать карандашом. Это очень важно, потому что дает ребенку возможность не бояться ошибок, вытереть то, что написано и написать правильно. Эта практика обучения существует во всех ведущих образовательных системах, — говорит Лилия Гриневич.

Кроме того, эксперты планируют не требовать от малышей чтения на скорость, — учителя будут делать акцент на осознанном чтении детей.

Проблем с учебниками быть не должно


Проблем с учебниками по обновленным программам не предвидится.

— Ученики 1-4 классов будут заниматься по существующим учебникам, — сообщил директор департамента образования и науки Харьковской государственной обладминистрации Анатолий Бабичев. — У нас главные вопросы, которые поднимает Министерство образования, — обновление содержания программ. 18 августа будет коллегия Министерства образования и науки, а накануне учебного года пройдет августовская педконференция, где будут обсуждаться новые методы и вопросы внедрения этих программ.

Анатолий Бабичев не сомневается, что харьковские учителя справятся с новыми подходами в образовании: в последние годы программы меняются так часто, что педагоги уже привыкли к динамике.