Культура

  • 1741
  •  / 

Революционное нововведение: харьковские театры смогут избавиться от престарелых Джульетт

Революционное нововведение: харьковские театры смогут избавиться от престарелых Джульетт
Революционное нововведение: харьковские театры смогут избавиться от престарелых Джульетт До сих пор актеры работали в штате театров и служили сцене столько, сколько здоровье позволяет.
Однако уже с нового сезона театры будут работать по контрактной системе, и не исключено, что учреждения откажутся от услуг некоторых служителей Мельпомены.

Актеров будут принимать на конкурсной основе


Пока система финансирования коммунальных театров остается прежней: они будут получать средства только на защищенные статьи: зарплату и коммунальные платежи, а на новые постановки они должны изыскивает средства сами, сообщила «Вечернему Харькову» заместитель директора Департамента — начальник управления культуры Харьковской облгосадминистрации Наталья Плотник.

— Тем не менее с началом нового сезона в театрах начинает действовать новшество: прием актеров и остального творческого персонала по конкурсу на контрактной основе, так же, как до сих пор заключали контракты с директорами. Процедуру заключения контрактов сейчас разрабатывают в Министерстве культуры.

— С директорами заключаются контракты на пять лет, а артистическо-художественный персонал (в частности, балетная труппа, музыканты) будет набираться на 1–3 года. Решение будет принимать созданная в театре конкурсная комиссия, — говорит Наталья Плотник.

Театрам к трудностям не привыкать


— Мы работаем по таким принципам финансирования уже давно. Мы получаем из Харьковского областного бюджета средства на заработную плату и частично — на коммунальные нужды театра, — говорит директор Харьковского академического театра музыкальной комедии Игорь Коваль. — Все остальное, в том числе и постановочная деятельность (в частности, обеспечение костюмами обувью, декорациями, постановки, приглашение артистов извне) — происходит за деньги, которые мы зарабатываем на продаже билетов. Финансирование спектакля — это немалые деньги, поэтому на постановку уходит около полугода и больше, и мы рассчитываем, сколько театр должен заработать, чтобы грамотно рассчитать средства и вовремя выпустить премьеру.

В отличие от коммунального театра музкомедии, Харьковский национальный театр оперы и балета находится на балансе Министерства культуры, но его участь не легче.

— Наше предприятие — государственное и коммунальное, но уже давным-давно не получает деньги ни на коммунальные услуги, ни на новые постановки: мы зарабатываем все сами, — говорит директор ХНАТОБа Олег Орищенко. — Сегодня все наши доходы уходят на погашение коммунальных услуг и разницу в заработной плате, которую нам не доплачивают, при этом около 30% нам не хватает, поэтому мы частично решаем эту проблему, — в частности, сокращаем для сотрудников рабочую неделю или отправляем в отпуск за свой счет.

Теперь и актеры не вечны


С контрактной системой администраторы согласны.

— Практически во всех театрах есть балласт, который составляет около 15%. Цель контрактной системы — стимулировать работников, изменить отношение к работе тех, кто до сих пор работал спустя рукава, — говорит Олег Орищенко. — Не случайно раньше бытовала присказка о том, как сотрудники театра заявляют директору: «Вы тут человек временный, а мы почти вечны».

— Внедрение контрактов означает лишь бумажные сложности, — считает Игорь Коваль. — В сентябре мы просто предупредим художественно-артистический персонал о переходе на контрактную систему, в течение двух месяцев все сотрудники подпишут контракты и будут продолжать работать. Насколько я знаю из разговоров с коллегами, никто не в восторге от контрактной системы, но несмотря на некоторые минусы (например, я пока не знаю, как оформлять контракт с сотрудницами, которые уходят в декрет), плюсы в ней тоже есть. Например, контракт даст возможность администратору бороться с людьми, которые требуют денег, а работать не хотят — театр будет иметь возможность отказать таким сотрудникам в продлении контракта. Для нас контрактная система не актуальна — в нашем театре балласта нет. От актеров, которые не хотели работать, в последние десять лет мы уже избавились. Что касается актеров в возрасте, мы бережем своих ветеранов. Мы ни с кем не расставались, но следовали логике — основывались на занятости в репертуаре. С возрастом нагрузка у актеров становится меньше, и у нас они работали на полставки. Существует и система разовой работы: например, мы переводим актера на разовую систему оплаты — он приходит играть в спектакле, скажем, два раза в месяц, и получает деньги за выход. Таким образом, самолюбие актера не ущемлено: он работает, считается работником театра.

Контрактная система не противоречит ни работе на полставки, ни разовой работе актеров, считает Игорь Коваль: с работающими на полставки актерами точно так же будут заключаться контракты, а при разовой работе и сейчас существуют договоры на определенный объем работы.

— Зато в театрах, где есть балластные актеры, контракт станет средством борьбы с сотрудниками, которые не выполняют своих обязанностей, а еще с 80-летними Джульеттами, которые требуют ролей, уверяя: «Я все еще молода и красива, и это ваши проблемы, что вы меня не ставите», — говорит Игорь Коваль.

«Лучше уйти на год раньше, чем на пять минут позже»


Заслуженный артист Украины, актер Харьковского государственного академического театра кукол им. Афанасьева Вячеслав Гиндин с документом о новой контрактной системе пока не знаком, но это нововведение актера совсем не пугает.

— Более того, смотрю на новую систему с некоторой надеждой: возможно, в ней есть пункт, который позволит руководителю театра формировать труппу по своему вкусу, взгляду и необходимости, а не просто ограничиваться теми, кто уже есть и от которых никуда не деться. Заключение контракта даст возможность избавляться от балласта в театрах, чтобы талантливый актер мог вписаться в палитру, — полагает Вячеслав Гиндин. — До сих пор никаких рычагов не было. Уволить кого-то или, не приведи господь, отправить на пенсию — судебное дело. А по идее, решать, какой актер ему нужен, должен режиссер. Актер может быть замечательным, но режиссеру он не интересен, между тем он 5–10 лет получает в театре зарплату. Это во многом решит проблему формирования команды мечты.

Вячеслав Гиндин признается: ему не раз предлагали роли героев, которых он уже перерос физически, и он решительно отказывается от ролей юношей.

— Я исповедую золотое правило: лучше уйти на год раньше, чем на пять минут позже, — говорит актер.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей5 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.037 грн
100 USD 2589.87 грн
100 EUR 2756.14 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи