23 августа откроется станция метро «Победа». Ради этого события под землей не один год трудились не только метростроевцы, но и дизайнеры, которые старались придать станции победный образ.

После «Исторического музея» художникам уже не страшны любые темы


Над оформлением станции метро «Победа» трудились известные харьковские дизайнеры — заслуженные художники Украины Игорь Моргунов и Ольга Ерофеева. У Игоря и Ольги большой опыт в украшении подземки: «Победа» стала четвертой станцией харьковского метро, которую они оформили. Дебют художников в подземке состоялся еще в 1980-х годах со станции «Исторический музей».

— Станция метро «Исторический музей» в проекте называлась «Советской-2», — рассказывает Ольга Ерофеева. — Честно говоря, это было для нас малопривлекательным: мы — художники, живописцы, учились на искусстве эпохи Возрождения, хотели больших интересных работ, а в этой теме очень мало нормальной символики — серп и молот может нарисовать каждый. Зато после работы на «Историческом музее» нас уже ничем не испугаешь — мы больше не боимся никаких тем, знаем, что можем решить абсолютно все. И мне кажется, что нам все-таки удалось сделать мозаику, которая никого не раздражает.

В Харькове раскрыли главный секрет станции метро «Победа»


После «Исторического музея» последовал бальзам на творческие раны дизайнеров — они оформляли станцию метро «Ботанический сад». Правда, восстановление бальзамом немного затянулось.

— Когда еще работали на «Историческом музее», главный архитектор проектного института «Харьковметропроект» Александр Спивачук пообещал нам оформление следующей станции — «Ботанического сада», — вспоминает Ольга Ерофеева. — Разница между ними была в 20 лет. Мы, конечно, запомнили это обещание, поэтому к началу строительства «Ботанического сада» эскизы у нас уже были готовы. На градостроительном совете их утвердили, но мы потом сделали другие, и получилось лучше: опыт, который мы приобрели за 20 лет, сыграл свою роль. Я считаю, что Ботанический сад — прекрасная тема, которую мы очень удачно решили. Нам дали разработку не только мраморных выходов, но и всей путевой стены, и за счет выхода небольших кусочков листьев на мрамор получается увеличение всей площади стены, так что она смотрится пропорционально.

В оформлении учитывалась вибрация


— Около шести лет назад, когда начиналось строительство станции метро «Победа», мы представили градостроительному совету наши предэскизы и выиграли конкурс, — говорит Ольга Ерофеева. — А потом был длительный процесс создания эскизов, которые разрабатываются вместе с архитектурой: учитывается образ станции, цветовая гамма, архитектурные особенности. Например, на станции есть диагональные колонны, угол которых мы тоже учитывали в росписях.

Дизайнеры работали над созданием двух панно в вестибюле перед входом на платформы и четырех шрифтовых композиций на путевых стенах с названием станции «Перемога» и эмалевыми деталями.

— Нашей задачей было сделать художественную работу — естественное продолжение архитектуры станции, — делится художница. — Сделали очень много эскизов, но один из них особенно пришелся по вкусу. Мы хотели сделать акцент не на войне, а на моменте победы и безграничной радости людей. Поэтому цветовую гамму тоже выбрали очень торжественную: красный гранит и белый верх колонн. В День победы харьковчане, поздравляя друг друга, дарили друг другу сирень, бросали ее в вагоны возвращавшимся с победой бойцам, поэтому мы решили запечатлеть и включить в роспись и ассоциации с харьковской сиренью: вплели ее ветви в декоративные решетки. Кроме того, мы использовали в оформлении листья лавра и дуба, символизирующих славу людей, которые победили и все смогли превозмочь. Мы попытались внести свою лепту в подъем национального духа, и это очень важно: если есть гражданское самолюбие, самообладание, хорошее о себе мнение, в итоге и работается лучше, и растет благосостояние города.

Отделочный материал в подземке должен быть очень стойким


В оформлении подземного пространства есть тонкости: художникам приходится заботиться не только о дизайне, но и учитывать специфику подземки с ее повышенной влажностью, мощными потоками воздуха и вибрацией от постоянного движения тяжелых составов. Лучшие материалы для оформления метрополитена — мрамор или гранит: они вечны, особенно прочен гранит. Мрамор немножко нежнее, но красивее, считает Ольга Ерофеева. Стены метрополитена отделаны специальным покрытием.

— Это медные пластины, которые покрываются слоем в 1,5 мм эмалевыми красками с добавлением стекла и выпекаются в печи при более чем 800 градусов. Это очень сложная древняя технология, которую применяли и в Древнем Вавилоне, и в Египте, и сейчас применяется в основном при изготовлении ювелирных изделий. Выполненные в такой технике изделия долговечны, легко моются, не подвержены расслоению, не боятся ни огня, ни ветра, ни холода, и для метро, где сыро и неспокойно, есть вибрация от поездов, — это идеальнейшая техника. Особенно тщательно происходит монтаж на путевых стенах. Например, монтаж букв мы делаем намертво, сажая их на клей и используя штыри, которые уходят глубоко в стену, — поясняет Ольга Ерофеева.

Самым сложным в работе на новой станции стал монтаж гранитных букв названия «Перемога» и факела из эмалевых пластин на путевых стенах. Завершить эту работу нужно было четко в срок, поскольку на этом отрезке метрополитена должны были включать ток, чтобы запустить поезда для обкатки путей. Дизайнеры успели смонтировать оформление четко по графику.

Самая сложная часть работы досталась дочери


Ольга Ерофеева и Игорь Моргунов — супруги. Оба окончили один и тот же факультет монументально-декоративной росписи харьковского худпрома (сейчас — Харьковская государственная академия дизайна и искусств). Они вместе работают уже больше 40 лет, а к оформлению станции метро «Победа» к семейной команде дизайнеров присоединилась и дочь — член Союза дизайнеров и член Союза художников Алена Моргунова, дебютировавшая в дизайне метрополитена. Родители доверили дочери самую сложную часть работы — шрифтовые композиции с названием станции.

— У нас с мужем была полная взаимозаменяемость, а теперь в современных технологиях нам помогает дочь. Бывает, во время работы возникают творческие споры — каждый отстаивает свою позицию. Но, во-первых, если позиция имеет смысл, все соглашаются. Во-вторых, когда нас трое, получается консилиум: если двое — за, третьему ничего не остается, как согласиться. Теперь работа продвигается еще быстрее, — улыбается Ольга Ерофеева.

Дизайн новой станции уже готов, но художница продолжает переживать за семейное детище.

— Хотелось бы, чтобы сбоку панно поставили небольшой прожектор с сильной лампой: мы специально заботились о том, чтобы поверхность панно была неровной, с переливами, и при боковом освещении роспись начинает играть. Это такая красота! — говорит Ольга Ерофеева.