Гости ВХ

  • 1373
  •  / 

Первоклашек ждет 12-летнее обучение

Первоклашек ждет 12-летнее обучение
Первоклашек ждет 12-летнее обучение Гость  редакции «Вечерний Харьков» – директор Департамента образования Харьковского горсовета Ольга Деменко.

Изменения в образовании некоторых насторожили


-- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Светлана. С нового учебного года младшеклассники будут учиться по обновленным программам. А сколько раз концепция школьной программы менялась за последние десятилетия?

-- На самом деле резких скачков в школьном образовании нет. За последние десятилетия концепция менялась только один раз – в конце 2011 года был сформирован новый государственный стандарт образования начальной школы, который начал поэтапно внедряться с 1 сентября 2012 года: дети стали заниматься по новым программам и учебникам. В этом году на новый государственный стандарт образования уже полностью перешли 1-7 классы и начинают переход 8-е классы. Обновление в программах для 1-4-х классов, которое начинается в этом году, будет включено в уже существующий государственный стандарт образования. Мы сейчас делаем первые шаги в формировании новой украинской школы: с 2018 года приступим к обучению по обновленным программам в средней и старшей школах. Девиз изменений – «Школа существует для ребенка».

-- В чем суть обновления программ? 

-- Ничего похожего до сих пор не было. Новые изменения в начальной школе кого-то обрадовали, кого-то удивили, а кого-то насторожили, но прежде всего они направлены на главного потребителя образования – ребенка: на его нормальное психофизиологическое развитие, комфорт, формирование как личности.

Какие школьные требования МОН считает лишними


-- Добрый день,  Ольга Ивановна. Меня зовут  Мария Васильевна. Мой правнук окончил четвертый класс, и мне хотелось бы знать, какие изменения ожидают нас в 5-м классе.

-- В программах 5-го класса кардинальных изменений не произойдет: в 4-м классе дети уже учились по новому государственному стандарту, и в 5-м классе продолжат обучаться по этому же стандарту. Все самые главные изменения с обновлением учебных программ мы начинаем с 1-го класса, а затем нынешние первоклассники будут учиться по обновленным программам в последующих классах.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Наталья Сергеевна. Сын идет в первый класс. Расскажите, пожалуйста, в чем изменилась программа обучения?

-- Кардинально меняется подход к обучению. Учебные материалы для первоклассников ранее были слишком громоздкими и тяжелыми, и шестилетний ребенок испытывал в 1-м классе колоссальные интеллектуальные, а следовательно, психологические и физиологические нагрузки. Это не могло не отразиться на настроении, комфорте и здоровье детей.

-- А какие требования прежних программ министерство сочло  ненужными?

-- Раньше, например, в программах было указано, сколько часов учитель должен отводить на конкретную тему без учета специфики школы: общеобразовательная  она или специализированная, в каком районе находится, какой в ней подбор детей. Сейчас мы уходим от фиксированного количества часов по данной теме: учитель имеет право увеличить или уменьшить время обучения в зависимости от того, как дети усвоили материал. 

-- Слышала, что из программы младшей школы убирается и скорочтение.

-- У каждого ребенка свой темперамент, и не может, например, сангвиник читать как холерик. Кроме того, для детей чтение на скорость – огромное напряжение и стресс, так что дети вряд ли понимают,что читают. Скорочтение – чисто механический процесс, который ничего не дает для развития логического мышления. Дело не в скорости, а в понимании текста, поэтому сейчас все нацелено на то, чтобы ребенок осознавал, что он читает, чтобы ему было интересно.

-- Здравствуйте,  Ольга Ивановна. Меня зовут Ольга. На  школьном собрании перед началом учебного года учитель предупредила, что во втором классе часов на таблицу умножения будет отведено мало, поэтому задала выучить ее к 1 сентября дома самостоятельно. Зачем сокращать школьную программу, если детям все равно придется ее наверстывать дома?

-- Раньше дети в 1-2-х классах действительно заучивали таблицу сложения, вычитания, умножения, деления. Сейчас усвоение этих математических действий происходит в 3-м классе, поскольку к этому возрасту дети уже осмысленно подходят к сложению, вычитанию, делению и умножению, – они не зубрят таблицы, а понимают математические процессы. Поэтому учитель не должен требовать учить таблицу умножения самостоятельно во втором классе.
 
-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Оксана Дмитриевна. Внук идет в 1-й класс. Будут ли первоклашки обеспечены учебниками, тем более что программы обновлены?     

-- Учебники остаются прежними — они соответствуют государственному стандарту образования. Но меняется программа, и здесь сыграют роль творчество и мастерство учителя.

-- Вот в этом я, кстати, сомневаюсь: как воспримут перемены учителя, которые много лет преподавали по какому-то методу и вдруг должны от этого отказаться. Все ли готовы к изменениям?

-- Если я вам скажу, что все учителя начальной школы нашей страны тут же отойдут от прежних схем, будет неправдой. Для этого с учителями нужно работать. Сейчас методические кабинеты районных управлений образования активно работают: каждому учителю нужно объяснить, каждого убедить. К слову, накануне нового учебного года Министерство образования и науки еще раз представит вниманию родителей и учителей концепцию школы. Кроме того, в этом году перед традиционной августовской областной педконференцией проведут педсоветы сначала в школах, затем состоятся педконференции в районах. 30 августа мы соберемся в ХНАТОБе, чтобы привлечь как можно больше педагогов, и еще раз обсудим нововведения в школьном образовании.

Карандаши и красные чернила – по желанию родителей


-- Здравствуйте,  Ольга Ивановна. Меня зовут Виктория. Интересно, какие моменты в прежних программах для начальной школы не соответствовали возрасту детей?

-- Некоторые моменты доходили чуть ли не до смешного. Например, на уроках физкультуры вместо того, чтобы бегать, играть и развиваться, дети должны были учить историю Олимпийских игр, девизы игр разных лет, теорию – на каком плече правильно носить коньки или лыжи. Много теории было на уроках музыки и изобразительного искусства. В 1-м и 2-м классах должно быть много игровой деятельности, мы должны мотивировать ребенка, что учиться – это интересно. Кроме того, из учебных материалов ушла громоздкая терминология, стало меньше теоретического и больше практического, интересного, яркого материала.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Татьяна. У меня такой вопрос. С одной стороны, в МОН настаивают, что школа уйдет от сложной терминологии, но, с другой, сами щеголяют непонятными словами. Например, одной из главных идей концепции новой школы называют формирование компетентностей, причем очень пространно объясняют этот термин. Что это такое на самом деле?

-- Ориентирование на компетенцию означает, что ребенок должен не просто что-то запомнить, но и использовать школьные знания в своей жизни: понимать, где найти нужную информацию, как ее применить.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Арина. Правда, что в 1-м классе дети будут писать карандашами, а педагогам в младшей школе запрещено пользоваться ручкой с красными чернилами?

-- Карандаши и красные чернила – вещи субъективные. Если ребенок испытывает стресс от того, что он не может исправить то, то написал, он может писать карандашом. А что касается красных чернил – это не принципиальный вопрос, с которым можно и поспорить. Вопросы использования карандашей и красных чернил учителя будут решать вместе с родителями.

На Северной Салтовке откроют детский сад


-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Елена. В 2018 году МОН планирует запуск новой украинской школы, которая снова станет 12-летней. Насколько я знаю, многие родители воспринимают очередной виток 12-летней школы скептично. Зачем необходим еще один год учебы?

-- С нынешним учебным годом наступает и начало 12-летней школы. Мы уже сегодня пытаемся разгрузить 1-е и 2-е классы, и то, что дети учили в 1-м классе, они будут учить во втором, а то, что во втором – в третьем. Учебный материал будет таким образом расформирован от первого до выпускного класса, чтобы ребенок результативно изучал его на протяжении 12 лет. К слову, несколько лет назад так же скептично воспринимали  родители и зачисление детей в школу с шести лет, но мы прекрасно понимали, что в шесть лет ребенок готов к школе и физиологически, и интеллектуально. На днях мне звонила мама ребенка пяти с половиной лет с просьбой записать его в школу. Я думаю, что 12-летнее обучение еще даст положительные результаты благодаря тому, что мы не будем перегружать ребенка. Он должен отдыхать, играть, общаться с друзьями, заниматься спортом, а не только учить уроки.

-- Хватит ли материально-технической базы школ для таких новшеств?

-- Конечно же, материально-техническая база школ сильно нуждается в обновлении, и в этом году Харьковский горсовет выделил на ее развитие небывалое количество денег. В каждом детском саду будут установлены новые детские площадки--  их 200, будет открыто 12 новых школьных стадионов, заменено больше 3,5 тысячи окон. Кроме того, на Северной Салтовке будет открыт новый 12-групповой детский сад, а в 17 детских садах и семи районах города будут открыты новые группы.

Учебники для 4-7-х классов обещают на 100%


-- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Вам звонит Дмитрий. Как в этом году обстоят дела с учебниками для 4-7-х классов, которые, если не ошибаюсь, должны приобретаться при софинансировании города с Министерством   образования? 

-- Мы сейчас очень активно над этим работаем. Горсовет выделил 6 млн грн. на приобретение учебников, но, к сожалению, издательства привыкли работать с министерством – им гораздо легче подписать договор с МОН на поставку сотен тысяч учебников. А сейчас районы города  подписывают договоры на 100, 200, 1000 учебников, и пока не все издательства относятся к этому с пониманием. Но я думаю, что до 1 сентября 4-7-е классы будут с учебниками на 100%.

-- А как складывается ситуация с учебниками для 8-х классов?

-- Учебники для 8-х классов – это компетенция Министерства образования и науки, поэтому поступят ли они к новому учебному году, ничего сказать не могу. В прошлом году учебники обещали  к 1 сентября, но они поступили в харьковские школы только через полгода.

Учителя мечтают о помощниках и достойной зарплате


-- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Я – учитель математики школы № 22 Шевченковского района. Проконсультируйте, меня, пожалуйста. Правда ли, что в новом учебном году я имею право проходить курсы повышения квалификации в ХНУ им. В. Н. Каразина или в педагогическом университете имени Сковороды?

-- До сих пор повышением квалификации всех учителей, завучей и директоров школ в области занималась только Харьковская академия непрерывного образования. Но на сегодняшний день действительно рассматривается вариативность: может ли учитель проходить повышение квалификации не только при академии непрерывного образования, но и при других вузах, которые обучают педагогическим специальностям. На сегодняшний день этот вопрос еще не решен, но поскольку аттестация учителей будет проводиться в 2017 году, думаю, до конца сентября вместе с Департаментом образования и науки ХОГА мы решим этот вопрос и доведем до сведения всех педагогов Харькова и области.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут  Мария. Насколько я знаю, в европейских школах работают ассистенты учителей, и это как раз способствует развитию индивидуальности ребенка. Насколько это реально для нас и обсуждается ли этот вопрос среди педагогов?

-- Ассистент учителя – это мечта педагогов. Думаю, что мы к этому придем, потому что в средних и старших классах учителю математики или физики, например, невероятно сложно быть одновременно и классным руководителем. Классное руководство – это колоссальная нагрузка, серьезнейшая ответственность и за успеваемость, и за нравственность, и за общение с родителями. Я называла бы помощников учителей не ассистентами, а социальными педагогами или воспитателями. В наших школах есть должность социального педагога, но она одна на всю школу, а нагрузка очень серьезная. Было бы замечательно, если бы у государства была возможность выделить достаточное количество ставок для социальных педагогов.

-- Добрый день, Ольга Ивановна. Меня зовут Виктор Олегович. Мне кажется, что один из главных моментов образования – повышение престижности труда учителя. Чтобы образование было на новаторском уровне, у учителя должна быть мотивация.

-- Полностью согласна. Пока мы не поднимем уровень зарплаты, нам сложно мотивировать педагога к активной творческой деятельности. Зарплата учителей увеличивается, но это увеличение очень  небольшое.  В среднем заработная плата учителя повышается два раза в год и составляет не более чем 10%. Хотелось бы, чтобы следующим шагом после презентации концепции новой украинской школы была презентация повышения заработной платы не только учителя, но и воспитателя детского сада.

Личное дело




Ольга Ивановна Деменко
родилась 29 августа 1962 года в селе Чистоводовка Изюмского района Харьковской области. В 1984 году окончила ХГПИ им. Сковороды, работала учителем биологии в Мурафской средней школе Краснокутского района. С 1986 года – воспитатель группы продленного дня, учитель биологии школы № 99 г. Харькова. С 1990 года – заместитель директора, директор школы № 51 г. Харькова. 2003–2006 гг. – начальник управления образования Московского райсовета в г. Харькове.  2006--2010-й – начальник управления образования Харьковского горсовета. С 2006 года – депутат Харьковского горсовета. С мая 2010 года по сегодняшний день – директор Департамента образования Харьковского горсовета. Замужем, сыну 27 лет.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей6 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.0858 грн
100 USD 2609.74 грн
100 EUR 2801.29 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи