На этой неделе исполнилась вторая годовщина трагедии под Иловайском – одной из самых страшных для украинской армии в войне в Донбассе. Расследование тех событий не завершено до сих пор. Информация о трагедии засекречена, никто не понес наказания, хотя число погибших исчисляется сотнями.

«Готов обосновать каждый свой шаг»


Батальоны сил АТО попали в окружение в конце августа 2014 года. По данным, которые озвучила Военная прокуратура, в Иловайском котле погибли 366 военных, 429 были ранены. Сотни попали в плен, судьба многих неизвестна до сих пор.

Деблокировать Иловайский котел было поручено 92-й механизированной бригаде в составе ротно-тактической группы. Но, как следует из доклада Генштаба, в ночь на 25 августа 2014 года Россия ввела на территорию Украины восемь батальонных тактических групп вооруженных сил РФ общей численностью более четырех тысяч человек, которые через Амросиевку и Кутейниково продвинулись в направлении Иловайска. Силы были слишком неравными. А затем последовал губительный выход из окружения...

Спустя несколько дней после трагических событий Верховная Рада создала Временную следственную комиссию по вопросам расследования обстоятельств, которые привели к гибели и захвату в плен украинских бойцов. Выводы комиссии: в основе причин, которые привели к Иловайской трагедии,-- фундаментальные проблемы в организации обороны страны; невведение военного положения, что привело к дезорганизации управления военными действиями; ошибочные кадровые решения; неадекватные действия министра обороны Валерия Гелетея и начальника Генерального штаба — главнокомандующего ВСУ Виктора Муженко.  Однако комиссия ВР по Иловайску, так и не доведя дело до конца, прекратила свою работу в связи с досрочными парламентскими выборами. 

Через год после трагедии Генштаб Украины опубликовал свою версию произошедшего.

– Между штабом АТО и представителями вооруженных сил РФ была достигнута договоренность о выводе украинских военных с техникой и оружием. Однако в день операции (29 августа 2014 года)... подразделения вооруженных сил Российской Федерации заняли выгодные позиции и во время выхода в упор расстреляли колонны украинских войск, которые выходили из Иловайска... Генеральный штаб ВСУ подчеркивает, что это не был прорыв из окружения. Это был выход под гарантии российской стороны. Таким образом, эти действия военных РФ должны квалифицироваться как военное преступление, – говорится в докладе.

Между тем спустя два года после Иловайского котла расследование тех событий не завершено. О том, как и когда будут наказаны виновные, тоже неизвестно. Хотя некоторые головы  полетели почти сразу: под давлением общественности 12 октября 2014 года Валерий Гелетей был отправлен в отставку с поста министра обороны. А вот Виктор Муженко находится в кресле начальника Генштаба до сегодняшнего дня. 28 августа этого года он заявил, что готов отвечать за все свои решения и распоряжения, которые отдавал в августе 2014-го в Иловайске, но считает, что ответственность должна быть разделена между руководителями разных силовых ведомств.

– Готов обосновать каждый свой шаг. Но есть уровни ответственности различных должностных лиц за операцию в целом, за конкретное выполнение тактических задач. Она должна быть разделена, — написал он 26 августа на своей странице в Facebook. По его мнению, его деятельность должна оценивать не Генпрокуратура, а суды.

– В этих событиях есть доля вины как высшего руководства, так и конкретных исполнителей на местах, – считает военный эксперт Вячеслав Целуйко. – Руководство не оценило возможность прямого российского участия. Это и повлекло за собой Иловайский котел. Плюс на местах далеко не все принимали адекватные решения, что тоже усугубило ситуацию.

Он считает, что расследование этих событий не будет завершено.

– Ну какая комиссия озвучит, что высшее руководство недооценило угрозу российского вторжения? – говорит Вячеслав Целуйко. 

Что дальше?


На сегодняшний день, по словам Вячеслава Целуйко, ситуация в зоне военного конфликта остается стабильно напряженной.

– Когда она может перейти к масштабной эскалации конфликта — никто не может сказать, –  комментирует ситуацию в Донбассе Вячеслав Целуйко. – Понимаете, когда решение принимается ограниченным кругом людей, чтобы что-то спрогнозировать – нужно знать, что они будут конкретно думать в конкретный момент времени. Никакие логические конструкции тут не помогут, потому что люди принимают решение, исходя из своего искаженного восприятия действительности или вообще под влиянием субъективных факторов. Какие-то неудачи во внутренней политике, экономический кризис толкают к принятию решения:  «А давайте-ка устроим маленькую победоносную войну, отвлечем внимание населения». С украинкой стороны я сомневаюсь в крупносмасштабной наступательной операции, а со стороны России – она вполне возможна.

Между тем в России на круглых столах и в популярных ток-шоу уже вовсю открыто муссируется тема, что одного Донбасса им мало – необходима вся Украина.

– И это очевидно, – говорит Вячеслав Целуйко. – Потому что на эту войну Российская Федерация потратила столько сил, что то, что они получили, не стоит тех расходов. То есть война будет вестись либо до ликвидации Украины как государства, либо до развала РФ в результате внешних и внутренних проблем. Надеяться, что само все «рассосется» – очень наивно.

Возможности же мирно урегулировать ситуацию военный эксперт не видит.

– Слишком противоречивы требования сторон, – поясняет он. – Условно говоря, требование России к Украине: прекратить существовать как самостоятельное государство и стать придатком РФ. Поэтому возможности мирного урегулирования нет. Такие конфликты могут переходить в фазу латентную, когда не стреляют, но противоречия не урегулированы, поэтому могут опять обостряться.

Сейчас, по словам Вячеслава Целуйко, нужно быть готовым к самому худшему развитию событий и попытаться минимизировать последствия.

– Чем лучше Украина готова к войне – тем слабее будет результат российского вторжения. Более того — даже вероятность российского вторжения будет меньше, если РФ будет знать, что война закончится для нее поражением, – говорит он. – За последние два года украинская армия стала намного лучше. Но вместе с тем я вижу, сколько украинских граждан предпочитают не замечать войны, надеясь отсидеться на диване. Но отсидеться не удастся, поскольку бомбы падают на всех – и на тех, кто за Украину, и на тех, что за Россию. Когда наши граждане осознают, что в случае эскалации боевых действий никто не останется в стороне, и начнут делать что-то, чтобы этого избежать, в том числе и усиливать обороноспособность страны, тогда вероятность этого сценария будет меньше.

Россия готовится к масштабной войне?

3 августа польское издание Gazeta Wyborcza написало, что Россия стягивает значительные военные силы к границе с Украиной. Это, по мнению польских журналистов, может свидетельствовать о подготовке к масштабной войне.

Российский еженедельник «Ведомости» со ссылкой на московского военного эксперта Руслана Пухова 27 июля сообщил, что вблизи северной границы Украины размещены силы созданной год назад Первой танковой армии. На юге Россия создает 20-ю армию. Также в планах Москвы создать в регионе еще одну новую армию.

В интервью The Times начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко рассказал, что Москва стала отправлять больше солдат через границу и одновременно направляет тысячи военных в оккупированный Крым.

– Речь не идет о слабых и неконтролируемых группах боевиков. Существует военная иерархия с четкими системами командования и контроля. В планах (РФ – Прим. ред.) – создать третий армейский корпус, который будет состоять из профессиональных российских солдат, – сообщил он.

Глава МИД Украины Павел Климкин в интервью российскому изданию «Эхо Москвы» высказал мнение, что на самом деле России Донбасс не нужен. Он предполагает, что в фактически оккупированном Донбассе Россия пытается создать свой протекторат с желанием легитимизировать его и потом как своеобразного «троянского коня» использовать для дальнейшей дестабилизации Украины.