На каникулах десятилетний сын много времени проводил на стадионе, но с началом нового учебного года его режим изменился. Можно ли теперь сместить приоритеты в сторону учебы? Что медики называют физактивностью и какое время ребенку нужно выкраивать на занятияхотя бы по минимуму? Наталья

ВОЗ определяет физическую активность как телодвижение, которое производят скелетные мышцы и которое требует затрат энергии. Для детей и подростков (от 5 до 17 лет) физическая активность — это игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, физкультура или физупражнения. По мнению специалистов ВОЗ, ежедневные физические занятия должны в общей сложности длиться 60 минут (при этом большая часть должна приходиться на аэробику), но занятия можно распределять менее продолжительными блоками на протяжении всего дня (например, два раза в день по 30 минут).

Физактивность дольше одного часа в день принесет только дополнительную пользу детскому здоровью. Для детей и подростков, которые вели пассивный образ жизни, специалисты рекомендуют повышать активность постепенно: начинать с небольших объемов и постепенно увеличивать продолжительность, частоту и интенсивность упражнений. Для детей, которые в последнее время были пассивны, активность ниже рекомендуемых уровней принесет больше пользы, чем полное ее отсутствие. По возможности рекомендациям физических занятий по часу в день могут следовать дети и молодые люди с инвалидностью, но только после консультации с врачом.

Зачем нужно целый час посвящать физкультурным достижениям? Во-первых, ради здоровья. По данным ВОЗ, благодаря физической активности дети развивают здоровые скелетно-мышечные ткани (кости, мышцы и суставы); здоровую сердечно-сосудистую систему (сердце и легкие); нервно-мышечную регуляцию (координацию и контроль движений); поддерживают здоровый вес тела. Во-вторых, как выясняется -- ради успешной учебы.

— Недостаточная двигательная активность становится причиной самого настоящего двигательного голода, — уверен заведующий кафедрой гигиены и физиологии человека Харьковской государственной академии физкультуры, доктор медицинских наук, профессор Леонид Подригало.— Ученые доказали, что в конце учебного года у детей слабеют мышцы и связки, снижается обмен веществ, ухудшается осанка, нередко появляются расстройства здоровья. С самого раннего возраста именно движения — это основное занятие для ума ребенка. Ученые в Гарварде попытались учить детей ходить с трех месяцев, поддерживая за подмышки. В школе 98% этих детей стали отличниками. В Мюнхене наблюдали за детьми, которые начинали плавать раньше, чем ходить. Они не только отличались хорошим физическим состоянием, но и имели более высокие показатели умственного развития. Это наиболее убедительные доказательства того, что двигательная активность способствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию.