Как бороться с отписками чиновников

Как бороться с отписками чиновников
Если на ваше письменное обращение в госучреждение, коммунальное предприятие или в местные органы власти чиновники шлют отписки — пишите жалобу омбудсмену. Бюрократов привлекут к ответственности.
Ответы чиновников, которые получает «ВХ» на информационные запросы, часто ставят в тупик. Информация предоставляется таким бюрократическим языком, что понять, о чем идет речь, крайне сложно. А когда все-таки осмыслишь изложенное – оказывается, что ответов-то на поставленные вопросы эта информация и не содержит. Либо же даются ответы на пару вопросов, при этом игнорируются остальные. Но даже в этих ответах чаще всего чиновники отделываются туманными фразами. Еще одна любимая формулировка чиновников: «вопросы, изложенные в запросе, не отвечают ч. 5 ст. 19 ЗУ «О доступе к публичной информации» и не могут быть рассмотрены в срок, определенный этим законом, поэтому будут рассмотрены в определенном законодательством порядке». По прошествии времени чиновники попросту «забывают», о чем их спрашивали. Вроде как и закон не нарушили – ответ дали, но и запрашиваемой информации не предоставили.

Отписки – так называются такие псевдо-ответы – не изобретение сегодняшнего дня. Но удивляет, что это явление по-прежнему процветает, несмотря на все политические потрясения. Если с такими сложностями сталкиваются СМИ, что уж говорить о простых гражданах, которые пытаются получить от чиновников ответы на волнующие их вопросы. 

Какую информацию имеет право замолчать чиновник, а какую раскрыть обязан и в какой срок?

Когда ответ могут отложить на месяц


Как объяснил правозащитник Юрий Чумак, предоставление информации на запросы граждан, организаций и СМИ регулирует Закон Украины «О доступе к публичной информации».

– В ответ на информационный запрос согласно этому Закону должна быть предоставлена определенная информация: документ, статистические данные, информация о том, где можно получить соответствующие документы и т. п., – рассказывает Юрий Чумак. – На такие запросы органы власти, местного самоуправления, практически все госструктуры, получающие финансирование из бюджета, обязаны предоставлять ответ в течение 5 рабочих дней. Если объем информации большой – в этот же срок дается промежуточный ответ, где сообщается, что информация будет собрана и предоставлена позже. Максимальный срок, который отводит законодатель в этом случае – 20 рабочих дней. Если же запрашиваемая информация касается аварий, катастроф и других ситуаций, связанных с возможной угрозой для жизни, безопасности и здоровья граждан – ответ на запрос должны дать в течение 48 часов.

Однако нередко бывает, что гражданин пишет запрос на информацию, но фактически просит каких-то действий – чтобы выполнили какие-то работы, посодействовали в решении каких-то вопросов и т. д.

– Тогда организация, в которую вы обратились, квалифицирует этот запрос как обращение граждан и ответ дает в течение месяца – в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан». О чем заявитель, разумеется, тоже оповещается, – уточняет Юрий Чумак. 

Куда потратили бюджетные деньги?


По словам Юрия Чумака, часто чиновники, не желая делиться с общественностью той или иной информацией, ссылаются на ее закрытость.

– На самом деле засекреченной от общественности информации не так уж и много, – говорит Юрий Чумак. – Например, это могут быть данные, касающиеся обороны и территориальной безопасности. Скорее всего, они будут засекречены по закону «О государственной тайне». Также это могут быть служебные записки, внутренняя переписка, а также информация под грифом «для служебного пользования».

Между тем, «под этим соусом» чиновники нередко отказывают в предоставлении открытой информации.

– Например, решение сессии, которым кому-то выделяется земля – мол, дело касается персональных данных определенного лица, – продолжает Юрий Чумак. – Это незаконно, потому что человек защищен правом на приватность, пока занимается личной жизнью. Если же он получает землю или какие-то другие блага от властей – он уже переходит в публичную плоскость. Решение ведь принимаются на сессии, а сессия является публичной.

Обязаны предоставить чиновники даже ту информацию, часть которой засекречена.

– Эту часть документа должны просто заштриховать, а все остальное по закону обязаны предоставить, – уточняет Юрий Чумак.

Любая организация, подчеркивает правозащитник, вне зависимости от того, является она государственной, коммунальной, общественной или частной, обязана предоставлять информацию, которая касается бюджетных средств.

– Такая организация должна отчитаться, куда потратила эти деньги, – отмечает он.

Ссылку на сайт закон не приемлет


Когда ответ дан, но запрашиваемой информации в нем не содержится, это считается непредоставлением информации. Не приемлет законодатель и неправомерный отказ, а также несвоевременное или неполное предоставление информации.

– Советую при отправлении запроса указывать, чтобы ответ был дан в двух вариантах: в электронном и по почте. Так и ответ есть возможность получить оперативнее (по «электронке») и можно отследить, не хитрят ли чиновники с датами: на почтовом штампе четко видно, когда был отправлен ответ, – подсказывает правозащитник.

Также чиновник не имеет права вместо ответа предлагать посмотреть запрашиваемую информацию на официальном сайте.

– В Законе «О доступе к публичной информации» по этому поводу дается четкое указание. Тем более, что информация на сайте может быть так запрятана, что придется потратить массу времени, чтобы ее отыскать, – подчеркивает правозащитник.

Как найти управу на чиновника-бюрократа


Ответственность за нарушения права на информацию прописана в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Так, в статье 212-3 указано, что к нарушителям применяются штраф в размере от 425 до 850 грн. (25 и 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан) в зависимости от нарушения

Контролировать соблюдение Закона «О доступе к публичной информации» должен омбудсмен (раньше этим занималась прокуратура).

– Нужно написать жалобу Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской. Отправить его заказным письмом с уведомлением, приложив ответ соответствующей службы, который был дан с нарушением. Или указать, что ответа не было, – подсказывает Юрий Чумак. – И попросить, чтобы представители омбудсмена составили по этому факту админпротокол и передали его в суд. А также попросить содействия возобновлению нарушенного права – то есть предоставлению информации.

Куда обращаться
Секретариат Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека:
01008, Киев, ул. Институтская, 21/8.

Email: hotline@ombudsman.gov.uaSkype: Ukraine.ombudsman

Горячая линия: 044-253-75-89 и 0800-50-17-20.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей16 января

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.6507 грн
100 USD 2772.15 грн
100 EUR 2936.82 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи