В Харьвоке с акции «Метро на ощупь»  стартовала Европейская неделя мобильности.

Ее задача – донести до местных властей, что город должен быть удобным не только для автомобилистов, но и для мам с детьми, пожилых людей, да просто любых горожан.

Харьков в третий раз становится одним из 5000 городов, которые ежегодно 16-22 сентября проводят Европейскую неделю мобильности (ЕНМ). По словам координатора ЕНБ Иванны Скибы-Якубовой, для украинских городов тема устойчивой мобильности звучит гораздо острее, чем для большинства городов Европы.

– Наши города на протяжении последних 20 лет развивались как автомобильные. И в центре системы оказался не человек, а автомобиль, хотя в Харькове автомобилистов всего 20%. Но заботятся почему-то исключительно о них, – говорит Иванна Скиба-Якубова. – Например, в Генплане Харькова предусмотрено уничтожение трамвая как общественного транспорта, тогда как вся цивилизованная Европа наоборот развивает электротранспорт. В этом году слоган Европейской недели мобильности – «Разумная мобильность – сильная экономика». Речь идет о том, что инвестиции в городскую инфраструктуру, транспорт, доступность – это вложение в экономику, создание рабочих мест, увеличение туристической привлекательности города и т. д. 

В этот раз Европейская неделя мобильности не привязана к каким-то отдельным группам населения.

– Речь идет о всех жителях города – каждый из нас имеет право на быстрое, безопасное, комфортное передвижение по городу, – подчеркивает Иванна Скиба-Якубова. – Однако, к сожалению, украинские города устроены так, что заставляют человека, который передвигается по городу, чувствовать себя униженным. И не только люди с ограниченными возможностями, но и старики, мамы с колясками и просто уставшие после работы люди. 

На примере незрячих участники акции наглядно показали, что харьковская подземка не только неудобна, но и откровенно небезопасна. А одновременно продемонстрировали, как помочь тем, кто не видит, сориентироваться в метро или другом публичном пространстве.

«Я понимаю, что никому не нужна»


Как чувствует себя слабовидящий в харьковской подземке, решила проверить на себе студентка Юлия Третьяк. Задача оказалась не из легких: с завязанными глазами и тростью ей предстояло преодолеть длинный подземный переход со станции метро «Госпром» до станции «Университет» и затем добраться до «Исторического музея». Если бы не сопровождающий – задачка бы осталась нерешенной. 

Первая трудность, с которой сразу столкнулась девушка, – ступеньки. Определить, где начинается спуск, она не могла.

– Если бы не подсказка сопровождающего – точно бы упала, – говорит она.

Следующая проблема –  турникет. Юле не пришлось покупать талончик в автомате, но и воспользоваться карточкой оказалось не так-то просто.

– Без посторонней помощи я бы этого не сделала, – признается она. –  Сложно было понять, куда приложить карточку, когда можно идти и как попасть в проход между турникетами, а не наткнуться на них.  Непонятно, где находится дежурный по станции.

Еще одно препятствие – эскалатор, который поверг Юлю в настоящий ужас. Ограничительной полосы перед ним не оказалось.  

– Когда сопровождающая предупредила о том, что мы уже подходим, я растерялась. А когда предстояло шагнуть на движущуюся лестницу – едва устояла на ногах, – делится она впечатлениями. 

Идем по переходу, и тут навстречу толпа людей. Народ, погруженный в свои мысли, не обращает внимание на застывшую в растерянности «слепую» девушку: некоторые даже толкают: мол, чего застряла – дай дорогу. Немного успокоившись Юля продолжила движение, но палочка постоянно застревала в щелях между плиткой, канализационных люков и в решетке. Добрались до поворота, но направляющих полос нет, и Юля продолжает двигаться прямо – пока не уткнулась в стену. Опять застыла: куда дальше?

На перроне девушка не могла сориентироваться – справа или слева нужная ей электричка. Слава богу, пришел на помощь охранник и, взяв за локоток, направил в нужную сторону. Но тут самая главная опасность – тактильной полосы, предупреждающей, что дальше бездна, нет. Девушка пытается нащупать палкой край платформы. А в это время пассажиры, расступившись, с интересом наблюдают за ее манипуляциями, но помощь не предлагают.

К счастью, девушка случайно оказалась прямо напротив дверей подъехавшей электрички. И все равно ее чуть не сбили с ног хлынувшие из вагона пассажиры. На ощупь пробралась в вагон, зацепившись ногой за порог, едва не упав. Благо хоть место ей уступили...

– Такое впечатление, что я никому не нужная, – поражена Юля. 

«Мы бережем лифт, а не людей»


– Метро – самый востребованный вид транспорта. И не только незрячие, но и бабушки, которые уже хуже видят, и детвора, которая не ходит, а носится, и обычный человек, устало бредущий после работы, должен видеть, где опасно. В метро должны быть ограничительные полосы – перед ступеньками, перед эскалатором и, конечно, на платформе: из-за шума незрячему очень тяжело сориентироваться, откуда пришел поезд и где начинается движение. Сколько было случаев, когда люди падали на рельсы, – говорит руководитель проекта «Метро на ощупь» Валентина Бутенко. – Должны быть звуковые маячки (постукивание метронома) на входе, чтобы человек понимал, где он может войти или выйти из метро. Это не очень дорогостоящие вещи и вполне реальные. Кроме того, на полу должны быть направляющие тактильные линии, чтобы человек не натыкался на стены и углы. На турникете должны быть ярко-желтые обозначения, куда прикладывать проездной. Ну и, конечно же, – удобные пандусы, по которым могут спускаться колясочники, молодые мамы и т. д.

По словам руководителя организации незрячих юристов Олега Лепетюка, ни одну из 30 станций харьковской подземки нельзя считать безопасной для людей с недостатками зрения. Самые дружелюбные, по его мнению,  «Госпром» , «Академика Бекетова», «Южный вокзал», «Пушкинская». А вот «Московский проспект», «Спортивная», «Университет» – проблемные.

– Новые станции метро – «Алексеевская» и «Победа» оборудованы тактильными полосами. И в новых переходах на ст. м. «Героев Труда» они есть, – отмечает он. – А звуковые маячки есть только в переходе с «Исторического музея» на «Пл. Конституции», на ст м. «Холодная Гора», «Университете», «Южном вокзале» и «Масельского» – всего десять, установленных еще в 2008 году по инициативе общественных организаций. 

Совершенно абсурдная ситуация, когда незрячий или человек на коляске прежде чем спуститься в метро, должен за несколько часов перезвонить в метрополитен, договориться с сопровождающим о четком времени, когда он будет на конкретной станции.

– Человек не должен быть зависимым, – подчеркивает координатор ЕНМ Иванна Скиба-Якубова. – Или другой пример: мама с коляской не может самостоятельно зайти в трамвай и опять-таки попадает в ситуацию дискриминации и унижения. В метро с коляской – та же история. На станции метро «Победа» наконец-то появился лифт, но как человеку на коляске выйти на другой станции? При этом ведь тем же мамам с коляской, пожилым людям с тростью пользоваться лифтом запрещено. «Это не для вас, если всех подряд пускать – вы его поломаете», – отвечают им.  Выходит, мы бережем лифт, а не людей.