Утром 22 сентября в Харькове стартует акция «День без авто».
Напомнив о проблемах загрязнения экологии, к которым привела глобальная автомобилизация, в этот день активисты призывают харьковчан отказаться от автомобилей и пересесть на безопасный для окружающей среды транспорт.– Эта международная акция проходит в последний день Европейской мобильности, – рассказывает руководитель направления устойчивой мобильности ОО «Городские реформы» Елена Чернышова. – Ее задача – призвать максимальное количество людей отказаться от автомобилей в пользу более экологичных видов транспорта.
В Харькове акция будет проходить с 9.00 до 19.00 на улице Пушкинской возле дома №50/52. Там будет оборудован привлекательный для харьковчан так называемый парклет: парковочное место, превращенное в минипарк.
В том месте проезжей части, где обычно паркуются автомобили, по размеру одного парковочного места (примерно до 20 кв. м) будут установлены мебель, скамейки, деревья и растения в ящиках и горшках, фонари – своеобразный минипарк. Люди смогут наглядно прочувствовать, как было бы, если бы здесь не было парковки. Мы хотим напомнить о том, что городское пространство принадлежит людям, а не машинам. Приглашаем присоединиться всех желающих: здесь можно посидеть, почитать книжку, – говорит Елена Чернышова.
Тут же в 9.00 будут встречать участников акции «На велосипеде на работу» – в поддержку велосипеда как транспортного средства.
– Всех, кто едет на велосипеде на работу, мы приглашаем заглянуть к нам: угостим чаем или кофе, поговорим о перспективах инфраструктуры города, о мировых трендах в этой сфере, – обещают организаторы акции.
По словам Елены Чернышовой, в этот день обещали пересесть на велосипеды директор Департамента спортивных имиджевых проектов и маркетинга Алексей Чубаров и его сотрудники. Алексей Чубаров подтвердил свои намерения.
– Я планирую приехать на акцию в этот день на велосипеде. Сколько сотрудников департамента присоединится к этому, пока не знаю – это дело добровольное, но предварительно собирались около десяти человек. Насколько мне известно, если ничто не помещает, в этот день планировали пересесть на велосипед и заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов, а также председатель администрации Холодногорского района Максим Мусеев. Думаю, на велосипедах приедут на работу и некоторые депутаты. К слову, отдельные сотрудники горсовета и депутаты предпочитают ездить на работу на велосипеде и в обычные дни.
За день до этого авторы инициативы «Велодорожка по проспекту Науки» презентовали свою идею жителям Павлова Поля – харьковчанам, под чьими окнами будет проложен будущий веломаршрут и чья жизнь так или иначе изменится, если проект будет реализован.
Поскольку 22 сентября — Всемирный день без авто, активисты призывают автомобилистов в этот день предпочесть другие методы передвижения по городу: пройтись пешком, проехаться велосипедом или на трамвае, пока они еще существуют в Харькове.
Накануне у памятника Воину-освободителю на ул. 23 Августа прошла презентация велодорожки по проспекту Науки. По мнению авторов проекта, именно с проспекта Науки должно начаться развитие велоинфраструктуры Харькова.
– Это один из самых загруженных в городе велосипедных маршрутов, – считает один из инициаторов проекта Денис Куклин. – На Павловом Поле живут 65 тысяч человек, расположены десятки студенческих общежитий, это район студентов – молодых, активных, пользующихся велосипедами. По проспекту Науки в сезон каждый час проезжают около 170 велосипедистов, и они вынуждены лавировать между автомобилями или пешеходами, что неудобно для всех, в том числе и для велосипедистов.
Авторы велодорожки предлагают проложить велодорожку на всем протяжении проспекта – от площади Свободы до пересечения с улицей Деревянко, причем по обе стороны. Для одной велополосы в одну сторону по стандарту необходимо 1,5 м.
На проспекте есть место для велодорожки и на проезжей части, и на тротуаре, все зависит от ширины конкретного участка магистрали. Часть велодорожки можно обустроить на широких тротуарах, а при их суживании – создавать возможность съезда на проезжую часть. В идеале для соблюдения безопасности автомобилистов и велосипедистов велодорожка должна быть отделена от проезжей части барьером – например клумбами или каменным ограждением. С другой стороны, ничто не мешает просто маркировать велодорожку цветной полосой. На сайте горсовета мы уже зарегистрировали петицию о создании велодорожки, под которой харьковчане могут ставить свои подписи.
Заинтересовавшиеся проектом жители Павлова Поля, с которыми пообщалась корреспондент «Вечернего Харькова», высказались в поддержку инициативы, но при этом поделились и сомнениями.
– Я водитель со стажем и понимаю, что когда велосипедисты виляют по проезжей части и неожиданно выныривают перед автомобилем, создается аварийная ситуация, – говорит Сергей Новиченко.
– Велосипедистам нужно дать зеленый свет, но откусить от тротуара полтора метра для велодорожки – это слишком: тротуары на проспекте не такие уж широкие, велодорожки уменьшат их фактически наполовину, – считает жительница Павлова Поля Елена Ильинична. – Проспект Науки не менее популярен у пешеходов. Люди все чаще стали ходить на работу и с работы пешком: кто-то для поддержания формы, а кто-то из-за подорожания общественного транспорта. Наверное, если устраивать велодорожки на тротуарах, от стандартов стоит отойти и сделать их уже хотя бы на полметра.