Эти вопросы сегодня активно обсуждают мамы и папы учеников многих харьковских школ.

Между тем, переложить эти расходы с родителей на бюджет города, а заодно и повысить качество охраны вполне возможно.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что охрана в школе не помешает, ведь каждый из родителей заинтересован в безопасности своего ребенка. Между тем, отдавая деньги на охрану, большинство мам и пап в глаза не видели договора, а соответственно, не знают, что вправе делать представитель охраны. Они не имеют ни малейшего представления о фирме, которой собственно доверяют своего ребенка; теряются в догадках, почему нужно сдавать на эти цели именно такую сумму... 

Не документ – а филькина грамота


Большинство харьковских школ охраняют частные фирмы. И оплачивают их услуги родители.

– В этом году собирают по 10 гривен с человека в месяц, в прошлом просили по 40. Когда я спросила, почему такая сумма, мне ответили: потому, что не все платят, – говорит соавтор петиции против поборов в школах, набравшая пять тысяч голосов, мама школьника Елена Сыч. – В таком случае, может стоит сначала провести опрос в школе – нужно это родителям или нет? В прошлом году я оплатила озвученную сумму, в этом не буду платить, пока мне не предоставят подтверждающие документы. И оплачу не сколько мне скажут – а ровно столько, сколько стоит эта услуга. На сайте школы выкладывают чек оплаты за охрану, но если разделить указанную сумму на всех детей в школе – получается вовсе не 10 грн., – говорит она. – К тому же мы убедились, что охрана в таком виде в общем-то бесполезна: в случае конфликтных ситуаций она просто набирает 102. Охранник в школе занят лишь тем, что не выпускает детей на улицу, пока идут занятия, и контролирует, чтобы родители не могли пройти дальше холла. Вот и вся охрана.

Елена попыталась выяснить, кто имеет право заключать договор с охранной фирмой. Она отправила запрос в Департамент образования горсовета, попросив «указать, кто именно и на основании какого документа, который предоставляет определенные полномочия (директор школы, родительский комитет, физлицо и т. д.), заключил договоры на охрану школ (конкретно по каждой школе г. Харькова)».

– В ответе, полученном 2 сентября 2016 года, сказано: «В основном договоры об охране учебного заведения заключаются между председателями родительских комитетов и охранными организациями пульта централизованного наблюдения или охранными предприятиями». То есть ответа по сути нет – документ не указан. Какие правовые основания у главы родительского комитета на то, чтобы заключать договор на охрану коммунального предприятия? Мы делали по этому поводу запрос и в Минюст, и в Минобразования. И в ответах ни слова о том, имеет ли право родитель, пусть даже глава родительского комитета, заключать договор от имени школы, – удивляется Елена.

В школе Елены, например, договор на охрану заключил председатель совета учебного заведения. 

– Но этот совет, согласно уставу школы, в равных долях представляют родители, преподаватели и ученики. Может ли совет заключать договор на охрану, если представляет, всего лишь часть родителей? Учителя за охрану не платят, а дети вообще не имеют права принимать такие решения, – разводит она руками. 

Выяснить, какие именно обязанности должен выполнять охранник, тоже не удалось.

– В договоре написано лишь, что он должен охранять общественный порядок и смотреть за детьми. С интересным уточнением – согласно инструкции, – отмечает Елена Сыч. – Инструкции в открытом доступе нет, ее мне показал директор. И в ней нет пункта о том, как сотрудник фирмы должен осуществлять охрану детей. Филькина грамота да и только. Опять же непонятно, почему именно с этой фирмой был заключен договор?

Елена считает, что не родители, а город должен обеспечивать школу охранниками.

– Есть же КП «Муниципальная охрана», которое содержится за счет наших налогов. Школа – это муниципальная собственность, почему же город не заинтересован в их охране? – отмечает харьковчанка.

Куда делись 13 тысяч?


Маму двоих детей, которые учатся в 172-й школе, Ксению Кудрявцеву тоже удивили суммы на охрану, размещенном на сайте учебного заведения. В разные месяцы там фигурировали разные цифры – от от 2700 до 4990 грн. в месяц. Исходя из представленного отчета, за 10 месяцев на оплату охранной фирмы потрачена 41 тыс. грн. За год получается около 50 тыс.

– Я подсчитала: в школе минимум 900 учеников, если каждый сдал по 70 гривен за год – такую сумму мне назвали в родительском совете школы, получается 63000 грн. Где же остальные 13 тысяч? Я написала запрос на горсовет через сайт «Доступ до правды», ответ от Департамента образования (25.08.2016 г.), мягко говоря, удивил. В нем сообщается, что договор охраны заключен между частной фирмой (указано название) и председателем родительского совета гимназии №172. Оплата охраны осуществляется за счет благотворительных взносов. «Харьковский горсовет и его исполнительные органы не тратили средства на охрану заведения и не являются распорядителями такой информации. А подача общеобразовательным заведением запроса на финансирование услуг охраны не предусмотрена законодательством Украины, поэтому такой запрос не направлялся».

Ксения тоже захотела посмотреть договор. Оказалось, что стоимость одного часа работы охранника – 16 гривен, работает он с 8.30  до 21.00 часа и даже несколько часов в субботу.

– Родительский комитет объяснил такой график тем, что в школе работают кружки. Но не все ведь их посещают? Почему же платят все? Я подсчитала, что за одного ребенка я должна вносить максимум 50 гривен в год – с учетом летних месяцев, за которые мы почему-то тоже платим, – говорит Ксения.

Муниципальная охрана —тоже за родительский счет


А вот школу №17 обслуживает как раз КП «Муниципальная охрана», но их услуги также оплачивают родители. 

– На сайте учебного заведения указано, что за тревожную кнопку платится 300 гривен, а охранному предприятию – 700 грн. У нас же в месяц с родителей собирается по 150 гривен с класса – 4700 гривен со школы. Куда идут остальные 3700 гривен? – удивлена мама ученика 17-й школы Светлана Резван. – Договор с коммунальным предприятием заключает председатель родительского комитета, который не является юридическим лицом. То есть какая-то мамочка как физлицо заключает договор с коммунальных охранным предприятием на охрану коммунального учебного заведения и платит зарплату охраннику. Это какой-то абсурд! Да и на каком основании физлицо нанимает охрану, чтобы та охраняла не только его ребенка, а всех детей на территории школы?

Председатель городского родительского совета Марина Хоша согласна: было бы, конечно, правильно, чтобы охрана школы осуществлялась за бюджетные средства. Тогда и охранники, по ее мнению, выполняли бы свою работу более качественно. 

– В октябре мы будем поднимать вопрос, чтобы во всех школах Харькова были установлены «тревожные кнопки», – говорит она. – Безусловно, целесообразно было бы поставить вопрос: возможно ли перенаправить бюджетные средства на финансирование охраны в учебных заведениях. Тем более, что к охране, нанятой родителями, возникает много претензий. Если бы охрана осуществлялась за бюджетные средства, тогда был бы контроль со стороны города к качеству работы охранника.

Насколько легитимен договор на охрану детей


По словам адвоката Романа Лихачева, мама не может самостоятельно «заказывать» охрану в школе.

– В помещении, которое принадлежит территориальной громаде Харькова, физлицо разрешает деятельность частной компании. Это превышение полномочий, – говорит он. – Если договор заключен между физлицом (председателем родительского совета) и охранной фирмой – в таком случае график нахождения в школе охранника должен быть согласован с руководством отдела образования или директором школы – они должны выступать третьей стороной по договору. Тем более родители должны понимать, какие функции у этой охраны, почему была выбрана именно эта фирмы, есть ли у нее соответствующие лицензии и допуски, в том числе медицинские, каким образом происходит оплата между физлицом и охранной фирмой.

А юрист Леонид Маслов подчеркивает: председатель родительского совета должен быть уполномочен родителями всех детей школы на заключение такого договора.

– Школа должна согласовать условия договора. А лицу, которое заключает такой договор, в частности председателю родительского комитета, должны быть делегированы полномочия от абсолютно всех родителей. Если кто-то из родителей против – тогда на охрану его ребенка такой договор заключать нельзя. Кроме того, в договоре должны быть прописаны функции, возложенные на охранника. Если указано: «действует согласно Инструкции» – эта инструкция должна быть публично обнародована на известных источниках, например, на сайте охранной фирмы, школы либо МОН. Если она публично не обнародована – это противоречит закону, – говорит юрист.

Выход есть


Вопрос об охране школ поднимался и на последнем заседании рабочей группы по вопросам благотворительности в учебные заведениях. Директор Департамент образования горсовета Ольга Деменко тогда сообщила, что охрана в школе не предусмотрена, как и ее финансирование из бюджета.

И все же члены рабочей группы видят, как снять с родительских плеч бремя оплаты за охрану в учебном заведении.

– Каждый местный совет сможет создать свою программу для финансирования того, что не предусмотрено обязательным финансированием. Это делается из фонда развития. В Харькове для этого можно использовать уже имеющуюся программу «На поддержку образования», по которой сейчас выплачиваются стипендии отличникам, лучшим учителям года, – говорит депутат горсовета Елена Ворона.

Кроме того, охрану учебных заведений Харькова можно включить в принятую на последней сессии горсовета программу «Безопасный город».

– На эту программу выделили пять миллионов, но до сих пор не озвучено, какие именно «наиболее важные» коммунальные объекты будут оснащены камерами видеонаблюдения. Были названы лишь площадь Свободы, «Харьковводоканал», «ХТС» и «Харьковтранссервис», – говорит Елена Ворона. – Пусть Департамент образования поучаствует в этой программе и предложит Департаменту жилищного хозяйства школы, которые, по их мнению, нужно включить в эту программу. К тому же часть камер было бы разумно установить на спортплощадках, оборудованные городом около школ.

По словам Ольги Деменко, эти предложения будут изучены соответствующими Департаментами, но сроков, когда это произойдет, на назвала. Пока же, как сообщили Ксении Кудрявцевой в родительском совете гимназии №172, в этой школе собираются устанавливать видеокамеры за счет родительских взносов.