Культура

  • 1477
  •  / 

Харьковский художественный музей погрузился в мистику

фото: Михаил Кучнев

Харьковский художественный музей погрузился в мистику
Дитя Средневековья Альбрехт Дюрер не мог не верить в мистику — смерть шла рядом с ним с самого младенчества.
28 сентября в Харьковском художественном музее открылась выставка гравюр «Альбрехт Дюрер: мистическое и реальное». Экспозиция посвящена 545-летию со дня рождения художника.

— Мы открыли выставку одного из выдающихся художников Европы, мастеров северного Возрождения, — рассказывает директор Харьковского художественного музея Валентина Мызгина. — Альбрехт Дюрер был и графиком, и живописцем. В живописи он тоже был мастерюга, но, может быть, немножко суховат и не очень эмоционален. Лично я с гораздо большим восторгом и изумлением воспринимаю его графические работы, внутри которых — настоящая драматургия. Наш музей необыкновенно гордится тем, что имеет замечательную коллекцию его графических работ. Харьков владеет тем, чем не может похвастать даже Нюрнберг, где родился Альбрехт Дюрер. В Нюрнберге есть музей Дюрера, а вот произведений его нет.

На выставке представлены все 26 оригинальных произведений великого немца, которые хранятся в харьковском музее. Кроме того, в экспозиции размещены 36 репродукционных гравюр XIX века высокого качества.

— Значимость Альбрехта Дюрера в истории мировой культуры колоссальна, — считает куратор выставки, заведующая отделом зарубежного искусства ХХМ Марина Филатова. — Конец ХV — начало ХVI века — это период особенного взлета немецкого искусства, когда работали крупные мастера, тем не менее время расцвета немецкого Возрождения часто называют эпохой Дюрера. Он был не только блестящим графиком и живописцем. Он оставил очень богатое литературное наследие, первым среди немецких художников начал писать свои автопортреты. Ему удалось убедить тогдашнюю публику, что гравюра может быть наравне с живописью. Казалось бы, всего два цвета: черный и белый, но  глядя на его работы, зрители забывали, что перед ними черно-белое изображение. К слову, Альбрехт Дюрер стал первым немецким мастером, который работал одновременно в двух видах гравюры — на дереве и на меди. До него с деревом имели дело лишь ремесленники — резчики по дереву, а гравюры на меди делали только ювелиры. Для чистого искусства эти материалы никто не использовал.

Харьковский музей обладает уникальными работами мастера. Так, в экспозиции есть ранние работы — он создал их после первой поездки в Италию. Этот период стал для художника знаковым.

— Во время поездки с Дюрером произошел неприятный случай, — рассказывает Марина Филатова. — Знакомый повел его в мастерскую итальянского художника Джованни Беллини, которого Дюрер считал небожителем. Когда немец передал мастеру папки со своими рисунками, тот лишь пролистал работы, коротко бросил: «Как для варвара довольно-таки сносно пишет» и захлопнул папку. Дюрер получил хорошую пощечину, и этот случай сыграл во всем его дальнейшем творчестве огромную роль: он решил, во что бы то ни стало превзойти заносчивых итальянцев.

Намек на мистику в названии выставки не случаен: Альбрехт Дюрер — большой мастер мистического наполнения сюжетов. Тяга к загадочному и необъяснимому — родом из мрачного Средневековья. Менталитет средневекового человека формировался в страхе перед смертоносными эпидемиями известных страшных болезней, которые привозили из дальних странствий путешественники, высокой детской смертностью и другими фатальными событиями, которые люди не могли объяснить. Смерть шла рядом с художником с самого младенчества. Его мать вышла замуж в 15 лет, родила 18 детей, из них лишь трое дожили до зрелых лет. Мистика стала частью его сюжетов.

— Например, визитная карточка нашего музея — работа «Прогулка» или «Кавалер, дама и смерть», — рассказывает Марина Филатова. — На ней изображена прогуливающаяся за городом бюргерская пара в богатых одеждах, а из-за дерева выглядывает Смерть. Обычная, казалось бы, бытовая картинка, но присутствие Смерти напоминает о сиюминутности жизни. Поэтому у пары отрешенные лица: очень строгое лицо у барышни, а кавалер будто приглашает ее за индульгенцией — отпущением грехов, которое продавали за деньги.

Уникальные работы Дюрера будут экспонироваться до конца года.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків


Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.7618 грн
100 EUR 2956.75 грн
100 USD 2715.35 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи