Харьковские активисты убеждают: в области растет число точек, где бойко торгуют самодельным пойлом, от которого гибнут десятки украинцев.

Даже после визитов полиции заведения как ни в чем не бывало продолжают продавать фальсифицированный алкоголь.

Активисты заверяют, что взялись за проверки сомнительных заведений еще до массовой гибели людей от паленой водки в сентябре.

– В последнее время в Харькове стали массово открываться заведения, которые торгуют фальсифицированным безакцизным спиртным, –  рассказывает руководитель Союза ветеранов добровольческих батальонов «Воинская честь» Максим Копылов. – По нашим данным, в Харькове и в области зафиксировано около 500 «наливаек», но чтобы вычислить их реальное количество, эту цифру нужно как минимум удвоить. Они есть в каждом районе города. Только на Салтовке, например, их около трех десятков: спиртное на розлив продают из окошек, в павильонах, подвальчиках и на улице под навесами. 

– В последнее время на благополучном раньше рынке «Павлово Поле» «наливайки» выросли как грибы, – подтверждает жительница района Елена Бережная. – При этом ни на одной из них не написано: «Водка на розлив». На витринах невинные надписи гласят: «Поляна», «Соки, чай, кофе», хотя на самом деле оттуда разит сивухой. Возле наливаек всегда сборище алкоголиков. Рядом находится гимназия № 45, и идущим на занятия школьникам приходится каждый день видеть матерящихся, нередко агрессивных личностей. Даже взрослые люди опасаются проходить вдоль таких заведений и вынуждены сворачивать с тротуара на проезжую часть, лавируя между автомобилями.
 
По мнению Максима Копылова, владельцы «наливаек» совершают тяжелое преступление с несколькими составляющими, среди которых не только гибель любителей дешевой водки.

– Во-первых, завсегдатаи «наливаек» растлевают малолетних, демонстрируя антисоциальный образ жизни. Такие торговые точки становятся популярным местом сбора пьяниц, наркоманов, – считает Максим Копылов. – Кроме того, почему-то замалчивается экономическая составляющая нелегальной торговли спиртным -- грабится государство. По нашим подсчетам, ежедневно каждая такая точка реализует около 140 литров спиртного. Стоимость одного литра в 10-литровом паке – 17 грн., а продается литр по 50 грн. Рентабельность такой торговли – 200%. По самым минимальным прикидкам, каждый месяц государство недополучает в бюджет десятки миллионов гривен. Во время войны это настоящий подрыв экономики.

Общественники недоумевают: почему незаконную торговлю спиртным не квалифицируют как уголовное преступление, а  ограничиваются небольшим  админштрафом 1700 грн?

Несмотря на то что «наливайки» – очевидное зло, эти заведения продолжают здравствовать.

– Так, например, на кафе, находящееся на пересечении улиц Гвардейцев-широнинцев и Героев Труда, жильцы ближайших домов жалуются уже пятый год. И никто с этой точкой ничего не может сделать, -- рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью ГФ «Схiдна варта» Юрий Демин. –  Полиция опечатала кафе, вывезла весь товар, но уже вечером заведение продолжило работу. На следующий день мы снова вызвали полицию, кафе снова опломбировали, но пломбы опять сорвали... Заведение работает по сей день. Мы попытались закрыть семь «наливаек», но удалось лишь одну. Эта точка розлива была расположена во Фрунзенском районе возле супермаркета, рядом с пунктом продажи детского питания. Недалеко находилась беседка, где посетители играли в карты и домино. Эту точку удалось закрыть после личной беседы с хозяином. Он попытался с нами сначала договориться, но когда не вышло – закрыл  заведение.
При этом активисты уверяют: не раз видели в «наливайках» аналогичные емкости с водкой, которые налоговики представили как виновника недавней массовой смерти людей. Самопальную жидкость нередко разливают в бутылки с красноречивой этикеткой – «Краля». В лучшем случае их содержимое – разбавленный водой спирт или самогон. В худшем, как показала недавняя трагедия, – метанол.

– Большой вопрос и к арендодателям: на каком основании они сдают помещения в аренду людям без разрешительных документов? Значит, это их структура, если они закрывают глаза на незаконность торговли? – задается вопросом Максим Копылов.

Между тем после серии смертей от паленой водки многие нелегальные точки на время затаились.
 
– Они уже имеют четкую схему сигнализации и закрываются, как только мы  собираемся проверить документы. Когда после смертельного отравления начались проверки, половина киосков, торгующих «Кралей», закрылась, – говорит Юрий Демин.

Активисты продолжают проводить рейды и просят харьковчан сообщать в соцсетях адреса нелегальных «наливаек» с фотографиями. Как отличить нелегальные точки розлива? По словам Юрия Демина, одна из примет – маленькая площадь (для продажи розничного товара требуется 20 кв. м, но в 90% случаев их площадь  составляет 10 кв. м), на которой помещается лишь барная стойка и пара столиков. Кроме того, в нелегальных распивочных нет уголка покупателя, кассового аппарата, лицензии на торговлю спиртным и сигаретами, у продавца отсутствуют разрешающие документы.
Почему нелегальные «наливайки» так живучи и что мешает их ликвидировать? С такими вопросами мы обратились к правоохранителям и в фискальную службу. Их ответы читайте в самое ближайше время на сайте «Вечерний Харьков».