Культура

  • 625
  •  / 

Как актеры вживаются в роль

Как актеры вживаются  в роль
Театральные поклонники видят на сцене выверенный многочисленными репетициями готовый продукт, подчас не задумываясь о том, легко ли актерам достались их роли.
Мы поинтересовались у артистов харьковских театров, с какими чувствами они берутся за материал, как вживаются в пьесу, насколько волнителен для них выход на сцену, как им удается искренне смеяться и плакать вместе со зрителями.

С Андреем Платоновым интереснее, чем с Васей Пупкиным


На счету актера Харьковского государственного академического театра кукол имени Афанасьева, заслуженного артиста Украины Вячеслава Гиндина — масса разноплановых ролей в театре и кино. По его словам, браться за любой новый материал безумно интересно. Произведение, которое со школьной скамьи казалось хрестоматийным и затасканным, вдруг становится совершенно иным, а Гаев, Лопахин или Раневская перестают быть просто именами.

— Во-первых, у Чехова потрясающий язык, — говорит Вячеслав Гиндин. — На мой взгляд, единственный драматург, которого можно рядом с ним поставить, — Григорий Горин. Эти драматурги создают диалоги, казалось бы, из ничего: сидят люди и просто беседуют на протяжении двух, трех страниц, а оторваться невозможно. Ты понимаешь, что вроде бы и в жизни так себя ведешь: в общении нет построенного сценария — одна тема переходит в другую, вдруг кто-то что-то вспоминает, и тема меняется, звучат какие-то реплики невпопад. А это — жизнь.

Вживание в роль — процесс не сиюминутный, особенно если актер имеет дело с великими авторами.

— У меня нет такого: прихожу домой, беру материал и начинаю вживаться в роль, — делится Вячеслав Гиндин. — Вживание в материал происходит медленно, плавно — его нужно сделать своим: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Начинаешь работать — и материал затягивает. На первой репетиции стараешься не играть — просто читаешь текст: сразу выдавать результат — моветон, признак самодеятельности. В него нужно проникнуть, очень аккуратно его прощупать -- и на это уходят месяцы. Например, долго делался «Чевенгур» Андрея Платонова — очень сложно было пробиться, чтобы получилась правда, а не кукольный театр, который играет тексты выдающегося писателя. Конечно, работать с произведениями Андрея Платонова интереснее, чем с материалами Васи Пупкина. Сначала даже не знаешь, как к Платонову подойти, а потом начинаешь читать, встраивать и вписывать себя и получается удивительная вещь — начинаешь мыслить этим текстом, хотя у Платонова очень тяжелый текст, очень своеобразная, совершенно фантастическая лексика: в жизни так не говорят. Он изобрел свой отдельный язык — такого языка и оборотов нет ни у кого, и этот язык нужно освоить и сделать своим. Очень часто артисты берут материал и уж совсем притягивают его к себе — делая бытовым, вставляя современные фразы. С классиками — с Чеховым, Платоновым — так нельзя, иначе они теряются. А вот с Бернардом Шоу в «Моей прекрасной леди» мы позволяем себе хулиганить. Во-первых, так, как он написал эту пьесу, играть скучно: пьеса осталась в том времени, и сейчас ее просто выучить и сыграть нам показалось мало. Безусловно, у Бернарда Шоу немало юмора, но мы взяли его материал как тему, как сюжет, а дальше, блестяще зная материал, понимая, от каких отправных точек мы должны оттолкнуться и к чему прийти, идет импровизация — как в джазе, где музыканты импровизируют на разных музыкальных инструментах на заданную тему. Порой получаются удивительные вещи: во время каждого спектакля происходит импровизация в одном или в другом месте, и это зависит, в частности, и от дыхания зала, от того, как он реагирует, — ты понимаешь, что сегодня об этом не нужно говорить или нужно сказать аккуратнее, а вот тут можно чуть поддать.

Лариса Лунина играет саму себя


— Если я готовлюсь к комедийному спектаклю, главное -- прийти в хорошем расположении духа, из которого рождаются и шутки, и юмор. А вот для тяжелых спектаклей нужен особый настрой, — рассказывает актриса Харьковского государственного академического драматического театра им. Т.Г. Шевченко Лариса Лунина. — Например,  в спектакле  Сергея Жолдака   «Один день Ивана Денисовича» у меня была тяжелая драматическая сцена.  Нас гонят в концлагерь, заталкивают в поезд, при посадке теряется ребенок, слышен крик журавлей и буквально за минуту мне нужно заплакать. Я садилась в тишине, сосредотачивалась и невольно вспоминала моменты из собственной жизни, которые приближали меня к драматическому состоянию. Я вспоминала смерть моих близких, взывала к душе ушедшей из жизни мамы, вспоминала даже мою любимую умершую кошку — как она стояла у окна и лапкой била по стеклу. Это помогало мне быстро войти в минорную ноту, и крик журавлей вызывал образ уходящих в неведомую даль душ.

Но есть роли, в которых актриса играет саму себя, и тогда ей приходится анализировать собственную жизнь. Так происходит в спектакле «Актерская гримерка», где после смерти витают души актеров — им не дают покоя несбывшиеся мечты.

— В спектакле актерские души и после смерти не могут оторваться от гримерки — они все надеются, что наконец-то сыграют то, о чем мечтали всю жизнь. Моей героине всю жизнь приходилось играть незначительные мужские роли, хотя она всегда мечтала сыграть леди Макбет. Я прожила большую жизнь и в спектакле говорю о самой себе. Профессия актера очень драматична, — говорит Лариса Лунина. — Крайне редко у актеров судьба складывается так счастливо, что они играют то, о чем мечтают, что они востребованы настолько, что могут выбирать из массы предложенных ролей. Обычно бывает наоборот.

Светлана Тимченко признается сцене в любви


— Я никогда не прихожу в театр впритык к спектаклю, у меня традиция — приходить заранее, часа за три до спектакля, — делится актриса Харьковского академического театра музыкальной комедии Светлана Тимченко. — В это время проверяю обувь, одежду, парики, раскладываю все по полочкам, чтобы иметь возможность очень быстро переодеться и во время спектакля не было никаких форсмажорных ситуаций. Спокойно настраиваюсь на позитивные мысли, если нужно, вспоминаю тексты: я играю во многих спектаклях, но в некоторых приходится работать один раз в полгода. Особых ритуалов у меня нет, хотя каждый раз перед выходом на сцену я крещусь, а еще глажу сцену, чтобы она знала, что я ее люблю, и помогала мне.

Кроме актерского мастерства и вокала, темпераментной актрисе музыкальной комедии приходится демонстрировать чудеса акробатики и другие спортивные достижения: в спектаклях она лихо прыгает, лазает по деревьям и взбирается по канатам.

— Я спортивная и выносливая и для меня ничего сверхъестественного в таких ролях нет. Правда, в спектакле «Любовь в стиле джаз» нужно было ездить на роликах, а я не умела. Пришлось учиться: тренировалась в фойе театра, а потом уверенно выехала на сцену, — вспоминает Светлана Тимченко.

У актера должен быть внутренний тумблер


Опытному актеру удается так вжиться в спектакль, что подчас он может надеяться на собственную внутреннюю память, которая его не подводит.

— Если спектакль давно сыгран, особенно настраиваться не нужно, — делится актер Харьковского академического русского драматического театра имени А.С Пушкина Петр Никитин. — Если есть сомнения, можно просто повторить текст, а в остальном действует память физических действий, эмоций. Выходишь — и работаешь. Я, например, могу играть на сцене и думать о чем-то своем.

Разумеется, в обычной жизни актеры не пребывают 24 часа в сутки в полной боевой готовности пулей вылететь на сцену и начать лицедействовать. Как они решаются выйти перед зрителями, когда им грустно, обидно или больно, и возможно, хочется спрятаться от всего мира?

— Конечно, бывает, нет настроения или желания работать, но ровно до того момента, когда ты пришел в театр, вошел в гримерку. Ты просто нажимаешь внутри себя особый тумблер и переключаешься, — говорит Петр Никитин. — А если не можешь этого сделать, нужно идти заниматься другим делом.

Как бы ни был опытен актер, он непременно волнуется.

— Я обязательно крещусь перед началом съемок в кино или перед началом спектакля, как только начинает звучать музыка. Раньше, чем началась музыка, я не крещусь, — признается актер.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей27 марта

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2712.46 грн
100 EUR 2930.81 грн
10 RUB 4.7235 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи