В ноябре директора харьковских школ должны подать в районо бюджетные запросы учебных заведений.
Логично, что сначала эти потребности должны быть сформулированы на уровне классов. Однако мало кто из родителей школьников, регулярно сдающих деньги в пресловутые «фонды», знают, что может повлиять на этот процесс. Даже родительские тройки зачастую не знают, что прямо сейчас могут передавать директорам школ перечень того, в чем нуждается тот или иной класс. «Вечерний Харьков» решил разобраться, чем вообще должны заниматься родительские комитеты?«В мои обязанности входило собирать деньги»
Как указано на сайтах школ, деятельность родительских комитетов в школах регламентируется Приказом Министерства образования и науки Украины № 440 от 2 июня 2006 года «Про затвердження Примірного положення про батьківські комітети (ради) загальноосвітнього навчального закладу». Согласно документу, основные задачи родкома – развитие личности ученика, становление ученического самоуправления, формирование культуры и морали учеников, защита жизни и здоровья детей, предотвращение безнадзорности ребятни в свободное от уроков время, укрепление связей между семьями и школой, привлечение мам и пап к профориентации. Члены родкома имеют право участвовать в обследовании жилищно-бытовых условий учащихся, оказавшихся в сложных условиях; обращаться к директору, классному руководителю за разъяснением состояния и перспектив работы учебного заведения, а также по вопросам, которые волнуют родителей; создавать благотворительные фонды в соответствии с законодательством; контролировать поступление и распределение средств; давать предложения по материальной помощи победителям конкурсов, способствовать организации инновационной и экспериментальной деятельности учебного заведения и т. д.
Но, как правило, родкомы занимаются исключительно финансовыми проблемами школ, которые решаются за счет родительских средств.
– В мои обязанности входило собирать с родителей деньги на нужды, которые озвучивала на собрании учительница, – рассказывает член родительского комитета Татьяна. – Учитель в начале года говорит: нужны парты, доска, телевизор, шторы, ремонт и т. д. На эти цели собирались деньги. Отдельно были текущие затраты, например ежемесячно – пачка бумаги, заправка картриджа. При этом расходы никто не мог проконтролировать. Сдали деньги на парты – порядка 13-16 тысяч гривен с класса. Куда дальше учительница их передавала, кто покупал парты, на какую сумму – неизвестно. Никто не предоставляет бухгалтерскую документацию. Аналогичная ситуация со сбором средств на ремонт школы. Нам говорили, что нужно собрать деньги на конкретные позиции, но смету расходов не предоставляли. Сколько было потрачено краски – 100 литров или 25 – не информировали.
Чтобы заменить лампы – нужно поощрить электрика
Мама первоклассника Валентина сама изъявила желание стать главой родительского комитета класса, ее делегировали и в родительский комитет школы.
– Хотела быть в курсе жизни школы, – рассказывает она. – Но оказалось, что в мои обязанности входит лишь сбор денег с родителей на нужды класса и школы. На собрании родительских троек директор проинформировала, что каждый месяц с класса необходимо собирать 160 гривен на охрану, 200 гривен на уборщицу и 700 гривен в фонд школы. Отдавать нужно было мамочке из школьного родкома. На вопрос, на какие именно цели мы сдаем по 700 гривен, и на просьбу показать квитанцию, как расходуются родительские деньги, чтобы отчитаться перед мамами и папами класса, мне сказали, что квитанции нет, поскольку деньги тратятся по мере надобности.
По словам Валентины, класс им достался в ужасном состоянии – старые окна, парты, отжившие свой срок лампы. Родители первоклашек собрали деньги, чтобы привести кабинет в приличный вид и попросили директора пока не собирать с них ежемесячную дань в 700 гривен. Но директор отказала.
– «Класс – это ваши личные проблемы. Окна есть, парты есть, что вам от меня еще надо? Поэтому 700 гривен в фонд школы все равно сдавайте» – сказала мне директор. Тогда я отнесла заявление в Департамент образования горсовета с просьбой хотя бы заменить окна и установить новые парты. Пока ответа нет. Лампы мы купили сами, и все равно с нас потребовали 200 гривен за работу электрика: «Чтобы его поощрить».
Мнение высказать можно, но будет ли оно услышано?
Папе двоих детей – Михаилу выпала почетная миссия представлять интересы школы в районном родительском комитете. По его словам, делегировала его туда завуч.
– В большинстве случаев на собраниях районного родкома обсуждались финансовые проблемы учебных заведений и родительская помощь школе. На собрании всегда присутствовала голова районо, – рассказывает он.
Однако даже представителям районных родительских комитетов добиться четкого ответа: сколько бюджетных средств выделено на каждую школу района, на какие цели они были потрачены, и на какие нужды денег не хватило, а посему нужна родительская помощь в таком-то размере, не удалось.
– Главный бухгалтер районо зачитала отчет, но в нем – никакой конкретики. Родители просили озвучить: допустим, отремонтировали крыши там-то и там-то, сколько не хватило и на что именно, какие дыры нужно заткнуть родителям? Такой информации нам так и не дали, – разводит руками Михаил.
В принципе, говорит он, родительские комитеты – необходимы, вот только работают они не так, как задумывалось, потому что «рулят» там вовсе не родители, а чиновники от образования.
– Свое мнение ты, конечно, высказать можешь, но будет ли оно услышано или обсуждено – не факт, – делится Михаил. – Перед собранием мы писали свои вопросы на листочках. Ответы на них давали, но... не в ходе общего обсуждения на собрании, а после – по телефону. Например, у меня был вопрос по поводу воздушных шариков, на которые каждые 1 сентября и 25 мая родители сдают деньги. Может, это и красиво, но два раза в год 10 тысяч гривен просто улетает в воздух. Целесообразнее потратить эти деньги на более практичные цели. Уверен: эта проблема есть в каждой школе, но поскольку на общее обсуждение вопросы не выносятся, то решаются точечно. В нашей школе в этом году уже шариков не было...
Интересовала Михаила и ситуация с охраной учебных заведений.
– В нашей школе, например, охрану осуществляют пенсионеры, которые неадекватно реагируют и на детей, и на родителей. А ведь содержат их за счет родительских средств. Если руководство города позволило себе создать муниципальную милицию метрополитена, почему оно не может создать такую же муниципальную структуру для охраны учебных заведений? Даже если бы оплата шла пополам (50% – родители, 50% – бюджет), вряд ли кто-то был против. Но на этот вопрос мне вообще не ответили, – отмечает он.
Как создаются родительские комитеты
Состав родкома школы определяется на общешкольном родительском собрании: избираются председатель, секретарь, председатель по учету фонда благотворительной помощи учебного заведения и члены финансовой комиссии. Родком принимает решения большинством голосов при наличии на заседании не менее половины членов комитета.
Вместе можно горы свернуть
Председатель городского родительского комитета Марина Хоша видит причину сложившейся ситуации в безынициативности мам и пап школьников.
– Члены родкомов – выборные должности, за которые должны проголосовать мамы и папы. Однако мало кто из родителей хочет взваливать на себя эту ношу, поэтому ни о каком голосовании и речи нет. Тут хотя бы найти человека, который согласится, – считает она. – Вот и попадают в родком либо пассивные мамаши, либо «засланные казачки», которые ограничиваясь сбором денег. Если же есть инициативтые люди, то нередко их энтузиазм разбивается о стену равнодушия остальных.
По ее словам, даже в городском родительском совете активных и инициативных – единицы, сетует Марина Хоша. Например, председатель родительского совета Слободского района Сергей Рыкунов инициировал ряд предложений по безопасности дорожного движения вблизи школ и детских садиков.
– В Департаменте инфраструктуры наше предложение встретили без энтузиазма. Тогда Сергей разместил соответствующую петицию на сайте горсовета. Если бы родители активно поддержали ее – наши дети не рисковали бы оказаться под колесами прямо около школ, – говорит она. – Но поддержки мы не нашли. Даже члены городского родительского совета не всегда поддерживают мои идеи, поэтому многие инициативы не выходят за рамки нашего заседания. Если большинство родителей будет относиться с интересом к школьной жизни, с пониманием к труду учителя и деятельности родительского комитета, не будут стесняться высказывать свои предложения, мнения и пожелания – тогда и жизнь ребенка в школе будет состоять не только из уроков и заданий, но и из веселых праздников, увлекательных поездок, и в целом будет комфортнее и для родителей, и для ребенка.
Что же касается сбора средств, то Марина Хоша признает, это должно происходить с учетом бюджетных запросов школ.
– Родком должен по мере возможностей принимать участие в планировании расходов, предполагаемых школой, изучать потребности учебного заведения, – считает она. – Но это должно происходить так: школа составляет бюджетный запрос, город выделяет финансирование, затем смотрится – какие нужды остались непокрытыми, и на основании этого уже обращаться за помощью к родителям. Бюджетные запросы должны быть опубликованы на сайтах школ, но, к сожалению, школы их не публикуют. И опять же – родительский комитет школы должен добиваться, чтобы они появились. В последнее время родители активно включились в этот процесс – и дело сдвинулось с мертвой точки.
А что в законе?
Между тем юрист Игорь Ржешниовецкий вообще ставит под сомнение законность работы родительских комитетов.
Как уже указывалось, деятельность родительских комитетов в школах регламентируется Приказом Министерства образования и науки Украины № 440 от 2 июня 2006 года со ссылкой на ст. 65 ЗУ «Об общем среднем образовании». Хотя такой статьи в законе нет и в помине – документ заканчивается статьей 48.
– Это еще полбеды – скорее всего, тут закралась техническая ошибка. В ст. 39 этого закона идет речь об общественном самоуправлении, органом которого является общее собрание учебного заведения, конференция коллектива учебного заведения. А еще в «Положении об общеобразовательном заведении», принятом МОН (№ 778), говорится, что по решению общего собрания могут быть созданы совет заведения, а также попечительский совет, родительский комитет и т. д., положение о которых разрабатывает и утверждает МОН, – разъясняет юрист общественного движения «Благотворительность в образовании» Игорь Ржешниовецкий. – Но получается, что функции родительского комитета законом не прописаны – они оговариваются в Положении об общеобразовательном заведении. При этом указано, что МОН своим приказом утверждает примерное положение о родительских комитетах. Однако этот приказ не зарегистрирован в Минюсте! А посему является весьма сомнительным в плане законности.
В «Положении о родительских комитетах» указано, что те «имеют право создавать благотворительные фонды, в том числе контролировать поступление и распределение денег». Между тем в действующем законодательств, по словам юриста, не прописано, что родительские комитеты имеют на это право.
– В Законе «О благотворительности и благотворительных организациях» четко сказано, что основателями благотворительных организаций могут быть физические или юридические лица (кроме органов государственной власти, местного самоцправления и т. д.). Родительский же комитет ни к тем, ни к другим не относится – в п. 1.2 приказа о создании примерного положения о родительских комитетах четко сказано, что родительские комитеты – это добровольные общественные формирования. То есть приказ МОН противоречит Закону «О благотворительности...», – подчеркивает Игорь Ржешниовецкий. – А посему родительские комитеты не имеют право создавать благотворительные фонды, как, впрочем, и контролировать поступление и распределение денег.
По его мнению, родительские комитеты очень редко защищают интересы детей.
– Родительский комитет собирает деньги в основном на содержание и эксплуатацию школы. Между тем школы – это коммунальная собственность, которая принадлежит территориальной громаде, и представляет ее интересы – согласно Закону «Об органах местного самоуправления» – горсовет и исполком. В соответствии с Гражданским кодексом Украины, именно собственник содержит свое имущество – в данном случае горсовет. Ведь здание мэрии содержат не те, кто там работает, и не их родители, – отмечает юрист. – Однако орган местного самоуправления перекидывает эту функцию на департамент образования, но в его составе нет подразделений, которые должны выполнять ремонт или эксплуатировать имущество, сети. Департамент взваливает это на плечи директоров школ, не предоставляя финансирования. А директора обращаются к родителям, используя тот самый родительский комитет. Функции, которыми должен заниматься родком, он не выполняет априори – ни о какой защите прав детей речь не идет, а защищают они исключительно директора. Поэтому состав родкома, как правило, не избирается, а определяется директором школы.
Чем могут помочь родкомы?
По словам Марины Хоши, родком может проверять качество и организацию питания в школьных столовых. Организовывать в школах так называемые живые библиотеки – то есть заниматься профориентационной работой. Проводить культурно-массовую работу, чтобы объединять детей. Работать с проблемными семьями школьников, чтобы помочь им выбраться из сложной жизненной ситуации. Организовывать благотворительные аукционы в помощь деткам, нуждающимся в лечении. Организовывать мастер-классы, тренинги.